Германское издательство LAP LAMBERT Academic Publishing (LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: OmniScriptum GmbH & Co. KG) предлагает книгу на русском языке "Исторические исследования" (ISBN: 978-3-659-63167-2, цена - 89.90 ЕВРО), автор - Тихомиров Андрей Евгеньевич, аннотация на обложке "Современные археологические исследования доказывают, что родиной индоевропейцев является район Южного Урала, где они сформировались в качестве единой языковой группы. Аирйанэм-Ваэджа (авест. «арийский простор») — мифическая прародина древних иранцев, ариев; согласно Видевдату (Вендидаду, первой книге Авесты, сборника священных книг древнеиранской религии, своего рода иранское продолжение Вед), именно с неё начинается список из 16 «наилучших» «местностей и областей», созданных Ахура Маздой для человечества. Эта страна описывается как бескрайняя равнина, через которую протекает прекрасная река Даитйя (Вахви-Датия) - Урал". Заказать книгу:https://www.morebooks.shop
Статьи Тихомирова А.Е.
КОЧЕВНИКИ
13 сентября 2013 г.
Огромное влияние на передвижения народов оказывают рост народонаселения и изменения климата. Появление все новых и новых людей рано или поздно приводит к сокращению ресурсов данной территории и вынуждает многих снимать с насиженных мест в поисках жизненного пространства. Люди переезжали в другие места и из-за того, что климат становился холоднее или суше. Например, некоторые ученые считают, в частности Вернер Штейн, что в очень древние времена шумеры пришли в Месопотамию из Центральной Азии. Они, судя по их религиозным обычаям, были выходцами из горной местности, а шумерский язык: сходен с алтайской группой языков. К тому же пиктографическое письмо, зародившееся в Месопотамии, основывается на древних алтайских языках.
Как считает академик РАЕН Николаев В.В., около 4 тысяч лет назад племена индоевропейцев, или тогда еще ариев, покинули свою родину в современной южной России. Некоторые из них двинулись к югу на земли, ныне находящиеся в границах Ирана, и далее в Индию. Другие переселились в Анатолию (территория современной Турции, «Анатолия», по-турецки «Анталия», происходит с греческого слова «восток», эта территория Малой Азии находится на восток от Греции), а также в зону «Плодородного Полумесяца». В эпоху оледенения и последующего затопления Средней Азии, вплоть до Средиземного моря, талыми водами в течение нескольких тысячелетий наиболее пригодным местом для возникновения древних цивилизаций оказался Ближний Восток, так называемые земли «Плодородного Полумесяца». Но к IV—III тыс., до н. э. в здесь становится уже тесно, по мере наступления потепления на земле районы оазисов сужаются. Также сужаются, превращаясь в песчаные пустыни, и травянистые пустыни для кочевий. К этому времени Центральная Азия освобождается не только от последствий таяния ледников, но уже здесь вырастает трава. Посередине Евразийского континента образовываются прекрасные условия для зарождения и развития кочевых держав с элементами оседлости. С III тыс. до н. э. до VII века до н. э. происходит волнами великое переселение народов с Ближнего Востока в Центральную Азию, Индию.
На Южном Урале (Челябинская и Оренбургская области, Башкортостан, Северный Казахстан) находится знаменитая археологическая культура, включающая десятки схожих памятников древности, получившей название по самому известному поселению – Аркаимская культура (по Аркаиму в Челябинской области). В Оренбургской области такое поселение найдено у поселка Аландск, название восходит к аланам – ираноязычным племенам сарматского происхождения, кавказские аланы (по-старорусски – ясы) – предки осетин.
Аркаим представлен гигантским колесом диаметром 180 метров с двумя кругами мощных стен: внешним и внутренним. Особенно внушительна внешняя стена пятиметровой толщины, сложенная из грунта и имеющая внутреннюю галерею. С внешней стороны вокруг стены был вырыт глубокий ров. Внутренний ров перекрыт бревенчатым настилом, возможно представлял ливневую канализацию. От стен по направлению к центральной площади располагались жилища. Эти дома были довольно велики: до 20 метров длиной и более 6 метров шириной, где, по подсчетам специалистов, могло размещаться до 50 человек. В каждом доме находились очаги, колодцы, ямы для хранения продовольствия, комнаты для отдельных семей. Пол был покрыт твердым слоем известкового раствора. Всего поселение вмещало до двух с половиной тысяч человек. У обитателей было много скота, особенно лошадей — стройных, тонконогих, быстрых, впрягаемых в боевые колесницы, эти древнейшие «танки» евразийских степей. Высокой степени совершенства достигло производство изделий из бронзы. Полагают, что они отсюда расходились по очень отдаленным местам.
Большинство ученых считает, что это древние арии, индоарии, то есть народы иранской группы языков.
Открытие памятников подобного типа вызвало дискуссию о том, что собой представляли эти сооружения. Одни исследователи считают, что это караван-сараи — крепости, в которых укрывались на ночь караваны с медной рудой из богатого Таш-Казганского месторождения. В качестве аргументов указывается то, что они расположены в две вытянутые с севера на юг цепочки на расстоянии около 50 км друг от друга, то есть одного дневного перехода. Другие утверждают, что это религиозные центры, в которых постоянно жило несколько сот человек: жрецы, ремесленники и охрана, а остальные приходили сюда на религиозные празднества из сельской округи. Третьи называют их культовыми храмами древних ариев, подобными описанным в древнеиндийском эпосе «Авеста».
По одной из гипотез древние арии совершили гигантское перемещение из южно-уральских степей через Южную Украину, Балканский полуостров до Микен, а затем в Иран и Индию. Возможно, что именно они принесли в Микены и Малую Азию культуру коневодства, неизвестную там ранее, искусство изготовления и применения боевых колесниц.
В первом тысячелетии до н. э. ив первых веках нашей эры на просторах Великой Степи располагались племена сарматов и скифов. Как полагают ученые, это были потомки племен андроновской и срубной культур. Степи Южного Приуралья, где проходила граница распространения этих культур, взаимоконтакты между ними были зоной активных этнических процессов, в результате которых сложился сарматский мир. Термины «сарматы» и более ранний «савроматы» — собирательные, обозначают обширную группу родственных племен ранних кочевников. В описаниях античных авторов мы находим названия некоторых из этих племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки, язаматы, яксаматы и другие. Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5—7 метров в высоту. Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей.
Около 1200 г. до н. э. средиземноморское (Эгейское) переселение привело к вторжению "народов моря" в Палестину, Сирию и Египет. И, как следствие, произошло вытеснение аборигенов (но не на юг — там пустыни, а на северо-восток). С этим переселением были связаны и миграция дорийских племен, гибель микенской культуры и уничтожение Трои.
Известный оренбургский краевед Чибилев А.А. в книге «Река Урал (Историко-географические очерки о бассейне реки Урал)», Ленинград, Гидрометеоиздат, 1987, пишет: «Бывая в глубинных районах Казахстана, мы спрашивали коренных жителей, почему речки называются Аксу и Карасу, и были удивлены их глубокими знаниями топонимии и местных природных условий. Оказывается, давая название той или иной печке, озеру, древние кочевники учитывали, смогут ли они напоить скот в данном месте, скажем, в середине лета или нет. Ведь в сухое время года пересыхают временные проточные речки, обозначающиеся по-казахски словом «аксу», и, напротив, «держат» воду плесы речек с грунтовым питанием — «карасу». Таким образом, в названиях Аксу, Акбулак, Аксай, Акколь, а также Карасу, Карабутак, Караколь и т, п., столь широко распространенных в бассейне Урала, характеризуется не цвет воды, а особенности водного режима. Это или «проточные», или «грунтовые» водоемы».
Среди казахских названий рек чаще всего можно встретить начинающиеся со слова «ак» и «кара». Есть широко распространенное мнение, что географическая сеть Казахстана и прилежащих районов России почти наполовину состоит из «белых» («ак») и «черных» («кара») речек, ручьев, балок, озер. Однако совершенно ясно, что такое название не объясняет местных особенностей географических объектов. Поэтому нужно не только перевести название, но и объяснить его происхождение.
Вот некоторые примеру названий рек тюркского происхождении. На особенности долины и русла реки указывают названия Жарлы (обрывистая), Кумак (мелкопесочная), Ташла и Каргала (каменная, валунная), Буртя, Бурля, Бурлин, Борлы (меловая), Акшагыл (белощебенистая), Уил (река с выемками — отдельными плесами), Сазды (заболоченная), Теренсай (глубокая балка) и т. д. О качестве воды свидетельствуют названия Ащи, Ащибутак, Ащисай (горько-соленая), Тузлук (рассольная), Сасык (тухлая). Характер течения отражают названия Сурень (тихая, медленная), Катрала (холодная с быстрым течением), Губерля (бурлящая), Чаган или Шаган (река с омутами) и т. д.
Важным отличительным признаком рек является наличие на их берегах лесной и другой растительности. Наряду с русскими Елшанками (елха — ольха) в верхней части бассейна Урала имеются Зерикла и Ирикла (от нее Ириклинское водохранилище), что в переводе с башкирского означает «ольховая». Характер древесной растительности мы узнаем по названиям Терекла — тополевая, Усакла — осиновая, Муюлды, Мойлды — черемуховая, Каинды — березовая. Названия кустарников отражены в гидронимах Карагашты, Караганды (чилижная), Талды, Чилик, Шиликты — ивовая, тальниковая, Шиели — вишневая. Травянистую степную и околоводную растительность можно проследить по названиям Чийли или Чийбулак — родник, ручей с зарослями чия, Киндерля — конопляная, Шагырлы (от «чагыр»)— полынная, Бидаик — пырейная, Кугала — рогозовая, Миялы — осоковая или солодковая, Саралжин — по названию растения курая и т. д.
Названия некоторых водоемов связаны с животным миром. Среди них Аюлы — медвежья, Бурлюк — волчья, Донгуз — кабанья, Коянды — заячья, Таналык — телячья, Чебенька, Чибенда — мошкариная, комариная, Ойсылкара — верблюжья, Кондуз-ла, Кондурча — бобровая.
Многие названия имеют по два-три обоснованных объяснения. Например, Илек может быть переведен как «ветренная, степная» и «дикая коза», Чаган (Шаган) как «белая, чистая», «кленовая» и «река с омутами».
Многозначны названия водоемов со словом сэры — Сарыбулак, Сарысу. «Сары» может означать «желтый», «широкий», «главный», «ясный», «просторный» и т. п.
Исследователи предполагают, что топоним Сакмара имеет ираноязычное происхождение, то есть принадлежит савромато-сарматским племенам. В этом отношении дает подсказку близкий топоним Самара — левобережный приток Волги, верховья которого находятся в 40 км от места слияния Урала и Сакмары. Реки с названием Самара есть еще в бассейнах Дона и Днепра, а также на границе степных и лесостепных ландшафтов. Из многочисленных версий о происхождении топонима Сакмара имеется и такая: в переводе с иранских языков он означает «овечья река» («сху»—«овца», «мара»—«большая река»). Видимо, во время сезонных миграций с юга на север на берегах этих рек сосредоточивались стада овец кочевников. Здесь они находили прекрасные пастбища и водопои, хорошие условия для ягнения овец и выращивания молодняка. По аналогии с «овечьими реками» были названы «челячьи»— Таналык, «бычьи»— Бузулук и т. д.
От языка тюркоязычного хазарского племени сохранилось слово, служившее названием крепости – Саркел на Дону, на месте современно Цимлянского водохранилища, в 965 г. взят князем Святославом и стал русской крепостью Белая Вежа. Гумилев Л.Н. переводит это слово как «белый дом» ([Гумилев Л. Н. От Руси до России). Эта красивая крепость была спроектирована и построена византийскими зодчими, между прочим, из красного обожженного кирпича.
Есть версия о том, что название города Киева восходит к древнетюркскому «куявия» и означает «заяц», это слово с таким же значением сохраняется и в чувашском языке, считающимся одним из древних архаичных тюркских языков.
Многие ученые считали хуннов (сюнну) образцом «чистых» кочевников. Но новые археологические материалы и внимательное исследование ханьских (китайских) письменных источников показали, что не только хунны, но еще их предки строили укрепленные города. После того как Хуннская держава раскололась именно западные хунны под давлением восточных, - т.е. предков монголов, - во II веке н. э. двинулись на запад со своей религией и после смешения со скифскими племенами (женскими жреческими общинами амазонками, «амазонка» с греческого «безгрудая», удаляли одну грудь у женщины, чтобы она могла лучше сражаться и убить врага, только после этого она может выйти замуж) и угорским населением во второй половине IV века становятся известны в европейской историографии как гунны. Вслед за ними в ходе другого великого переселения народов в эпоху раннего средневековья из тех же регионов двинулись на запад различные народы потомки от метисации индоевропейцев, индоиранцев, иранцев с местными финскими племенами: кипчаки (половцы) с Алтая и конгломерат других этносов, названных в VI веке китайцами «тюкю», а европейцами – «тюрки».
В течение многих тысячелетий кочевой быт оказался наиболее устойчивым. Он предоставлял огромные военные преимущества. Кочевой мир нужно рассматривать как нечто текучее. В отличие от оседлых народов, кочевой народ мог легко уйти от удара вражеской армии. Для кочевников это просто их образ жизни. Для вражеской армии продвижение по степи без населенных пунктов и наличия земледелия — проблема. Кочевой мир, основанный полностью на принципе кочевья, приспособлен к преодолению сухопутных пространств. Разумеется, происходили стычки между оседлыми народами и кочевыми, что нашло свое отражение в Библии в конфликте между Авелем и Каином. Кочевники не могли существовать без оседлого населения, нужна была одежда, вооружение, а это результаты труда земледельцев и ремесленников, то есть оседлого населения.
По первому сигналу тревоги кочевники бросали все, а женщин, детей и стариков везли за собой в кибитках, впоследствии же они по возможности старались оставлять их под защитой надежных укреплений. Такой уклад жизни сохранился у народов южнорусских степей, ведших кочевой и полукочевой образ жизни и через тысячу лет, из которых Батый организовал вдоль пограничных полос отряды для защиты рубежей. Их называли тюркским словом «казак». Одно из первых упоминаний термина «казак» в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюркско-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 г. со значением «бездомный», "бесприютный", "скиталец", "изгнанник". Известно, что вплоть до Екатерины II переписка с казаками велась на тюркском (татарском), то есть на их государственном языке, о чем свидетельствуют сохранившиеся в архивах письма.
НАСИЛИЕ В ПЕРИОД ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА
11 сентября 2013 г.
Все годы существования Советской власти (теперь пишут слово «советский» со строчной буквы, во времена СССР писали с прописной) 1917 – 1991 гг., подобно осажденной крепости, страна находилась под постоянной угрозой внешней агрессии. В этих условиях требовались строжайшая дисциплина, централизованное руководство страной, некоторое ограничение демократии, оправданное логикой борьбы за социализм.
Недавно по итогам круглого стола, посвященного освещению истории XX века в школьных учебниках, по рекомендации «высших должностных лиц», историки пришли к «консенсусу по большинству трудных вопросов той эпохи». Ученые, многие из которых являются авторами школьных учебников, достигли консенсуса в отношении Октябрьской революции 1917 г., которую в советские времена называли главным событием XX века. Теперь предлагается революцией считать не конкретное событие, а «процесс». Началом революционного процесса участники круглого стола считают «переворот в феврале 1917 г.», который пока называется Февральской революцией.
Точно так же переворотом следует определять и Октябрьскую революцию. Дату этого переворота - 25 октября - предлагается считать днем начала гражданской войны, а ее завершение и есть конец революции как процесса. Сложился консенсус и в отношении сталинских репрессий, прежде всего тех, что имели место в 1937-1938 гг. Все участники обсуждения согласились, что это не было «спонтанным явлением». Репрессии были «правомерны в логике диктатуры пролетариата, которую установили в стране большевики». Установки, которыми в советские времена оправдывались массовые репрессии («пятая колонна» при угрозе мировой войны), а затем их порицали («перегибы» НКВД), теперь признаны несостоятельными. Ради сохранения научного подхода историки категорически отказались от характеристик «эффективный менеджер» или «кровавый палач». Поспорили историки и о терминах. Одни предлагали отказаться от термина «сталинский социализм», но тогда пришлось бы отказаться и от термина «десталинизация», который неотделим от эпохи хрущевской оттепели, заметили другие. По современным установкам, исходящим от правящей олигархической элиты, необходимо несколько смягчить критику Советской власти, это связано с новым обострением отношений России с Западом. Однако реальные причины - межимпериалистические противоречия между олигархическими кланами, делящими мир, подобно бандитским группировкам, на «сферы влияния», откуда они черпают разнообразные ресурсы. При Путине - Медведеве окрепли (налились нефте- и газодолларами) российские олигархические кланы, которые не хотят делиться своими барышами с иноземными магнатами.
Насилие при диктатуре пролетариата было вызвано невозможностью сразу построить новое социалистическое общество в отдельно взятом государстве. Как известно К. Маркс и Ф. Энгельс, изучая домонополистический капитализм, пришли к выводу, что социализм победит только одновременно во всех или в большинстве развитых стран. Поэтому и была установлена диктатура рабочего класса в Советской России. Так интерпретировалось латинское слово «пролетариат» в марксизме, хотя оно восходит к слову «proles» - «дитя, потомство» - в Древнем Риме свободные граждане - proletarii, не имеющие имущественного ценза, а обладающие только потомством.
Диктатура пролетариата - власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма. Высший принцип диктатуры пролетариата — руководящее положение в обществе и государстве рабочего класса, выступающего в союзе с крестьянством и другими демократическими силами. Власть рабочего класса и всех трудящихся воплощается в системе политических и общественных организаций (органы государства, политические партии, профсоюзы, молодежные организации и др.). Руководящая сила коммунистические и рабочие партии. Исторические формы диктатуры пролетариата.— Парижская Коммуна 1871 г., Советы, утвердившиеся в результате Октябрьской революции, народная демократия, возникшая в ходе революций в ряде стран Европы и Азии после 2-й мировой войны.
В первые годы Советской власти существовали определенные ограничения для нетрудовых элементов. Существовали не вполне равные нормы представительства от рабочего класса и крестьянства на съездах Советов. Ограничения избирательного права имели временный характер, соответствующий тому периоду, когда еще не были полностью ликвидированы эксплуататорские классы. Конституция 1936 г. в соответствии с ликвидацией эксплуататорских классов и победой социализма в СССР обеспечила дальнейшую демократизацию избирательной системы, введя всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании.
Однако насилие власти сохранялось, и это исходило от идеологических установок Советского времени, связанных с понятием диктатуры пролетариата.
В работе «Критика Готской программы» К. Маркс указывал: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Ему соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, стр. 283).
К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Ближайшая цель коммунистов... формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти» (Маркс К. и Энгельс Ф., «Манифест Коммунистической партии»).
«Диктатура пролетариата, — писал В. И. Ленин, — есть классовая борьба победившего и взявшего в свои руки политическую власть пролетариата против побежденной, но не уничтоженной, не исчезнувшей, не переставшей оказывать сопротивление, против усилившей свое сопротивление буржуазии» (Сот., 4 изд., т. 29, стр. 350).
«Диктатура пролетариата есть неограниченное законом и опирающееся на насилие господство пролетариата над буржуазией, пользующееся сочувствием и поддержкой трудящихся и эксплуатируемых масс» (Сталин И. В., Соч., т. 6, стр. 114).
Насилие не исчерпывает содержания диктатуры пролетариата — «...не в одном насилии сущность пролетарской диктатуры, и не главным образом, в насилии. Главная сущность ее в организованности и дисциплинированности передового отряда трудящихся, его авангарда, его единственного руководителя, пролетариата. Его цель — создать социализм, уничтожить деление общества на классы, сделать всех членов общества трудящимися, отнять почву у всякой эксплуатации человека человеком» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 29, стр. 358).
Развивая эти ленинские указания, И. В. Сталин дал классическую характеристику трех основных сторон Д. п. и показал, что Д. п. представляет собой:
«1) Использование власти пролетариата для подавления эксплуататоров, для обороны страны, для упрочения связей с пролетариями других стран, для развития и победы революции во всех странах.
«2) Использование власти пролетариата для окончательного отрыва трудящихся и эксплуатируемых масс от буржуазии, для упрочения союза пролетариата с этими массами, для вовлечения этих масс в дело социалистического строительства, для государственного руководства этими массами со стороны пролетариата.
«3) Использование власти пролетариата для организации социализма, для уничтожения классов, для перехода в общество без классов, в социалистическое общество» (Сталин И. В., Соч., т. 8, стр. 30).
И. В. Сталин указывает, что только все эти три стороны, взятые вместе, дают полное и законченное понятие диктатуры пролетариата, что эти задачи, стоящие перед ней, осуществляются в процессе ожесточенной классовой борьбы, что, разумеется, связано с насилием.
«Диктатура пролетариата, — писал В. И. Ленин,— есть самая беззаветная и самая беспощадная война нового класса против более могущественного врага, против буржуазии, сопротивление которой удесятерено ее свержением (хотя бы в одной стране)...». «Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества» (Соч., 4 изд., т. 31, стр. 7 и 27). «Диктатура пролетариата,—говорил В. И. Ленин,— есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся» (Соч., 4 изд., т. 29, стр. 350).
Для освобождения труда от ига капитала нет иного пути, как смена буржуазной диктатуры диктатурой пролетариата. Только диктатура пролетариата, — указывал В. И. Ленин, — в состоянии освободить человечество от гнета капитала, ото лжи, фальши, лицемерия буржуазной демократии, этой демократии для богатых, в состоянии установить демократию для бедных, т. е. сделать блага демократии доступными фактически для рабочих и беднейших крестьян, тогда как теперь (даже и при самой демократической — буржуазной — республике) эти блага демократии фактически недоступны громадному большинству трудящихся» (Соч., 4 изд., т. 28, стр. 347).
Таким образом, насилие в период Советской власти, не есть правомерность в логике диктатуры пролетариата, а вынужденная мера для построения более справедливого общества для всех, а не для кучки богачей.