"Сборник статей 2014 года"
В сборник вошли все ранее опубликованные статьи Тихомирова Андрея Евгеньевича 2014 года. Тематика: история, политика, экономика, необъяснимое-объяснимо. Индоевропейцы - огнепоклонники. Оренбург, 2015 г. ISBN: 978-5-600-00901-1
Заказать книгу:orenburgerallgemeine@gmail.com
Материал размещён также на интернет-портале «Наука и религии мира»
КУРС – НА ЕВРОПУ!
17 января 2014 г.
В древнейшие
палеолитические времена сходные культуры существовали на Алтае, Северном
Кавказе, Сибири, в предгорьях Урала (на реке Чусовой, по одной из версий место
рождения Заратустры), реке Иртыш и др. Древняя своеобразная культура палеолита,
следы которой обнаружены на всем пространстве Северной Азии, возникла где-то в
центре Азии, всего вероятнее, в Северной Монголии, где больше всего найдено ее
остатков, а затем распространилась оттуда на юго-восток — к реке Хуанхэ, на
север — в Якутию и на запад — к Уралу, а также по направлению к верховьям
Иртыша. Допустимо предположить, что навстречу древним племенам Азии, постепенно
продвигавшимся отдельными группами с востока на запад, двигались другие группы,
может быть, даже опередившие их у берегов Байкала в конце солютрейского и в
начале мадленского времени.
Как и мезолитические племена на севере Западной Европы,
обитатели Приуралья и соседних с ним областей в это время существовали охотой
на диких животных и птиц, а также рыбной ловлей в озерах и реках. На местах их
поселений осталось множество орудий из кости и рога, обслуживавших несложные
хозяйственные потребности охотников и рыболовов. Формы этих изделий настолько
сходны с найденными на северо-западе России, в Карелии, отчасти в Финляндии,
Эстонии и Латвии, что не оставляют сомнения в наличии связей между племенами,
заселявшими все это огромное пространство от Урала до берегов Балтийского моря.
ПОЭТОМУ ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИСХОДИВШЕМ В ТОТ
ПЕРИОД РАССЕЛЕНИИ ПЛЕМЕН С УРАЛА НА ЗАПАД – В ЕВРОПУ.
В то время как на севере Европы медленно исчезали ледники
последнего оледенения и шла последовательная смена климатических стадий, в
южных районах Западной Европы не было столь резких колебаний в природных
условиях. Самым существенным событием здесь явилась смена сурового климата
конца ледникового времени сначала относительно более теплым и сухим, а затем
влажным лесным климатом.
На Урале были открыты неолитические памятники IV тысячелетия
до н.э., которые принадлежали племенам охотников и рыболовов, начинавшими
вырабатывать глиняную посуду. Развиваются на Урале и постройки свайного типа,
остатки которых найдены повсеместно – и в Северной Италии, Южной Германии,
Балканах, Северной Европе, Швейцарии, севере России и других территориях. Дома
располагались на сваях, вырубленных и заостренных сотнях и тысячах деревьях,
вбитых в топкую почву. Вспомним русские сказки, где рассказывается об избушке на курьих ножках – образном названии
тех деревянных срубов, которые в старину, чтобы предохранить их от загнивания,
ставили на пеньки с обрубленными корнями и окуривали дымом от насекомых. Одна
из деревянных церквей в старой Москве, поставленная, ввиду топкости места, на
такие пеньки, называлась «Никола на курьих ножках». От славянского слова
«курение», что первоначально означало сжигание благовонной смолы или смеси в
качестве жертвы, а также сама благовонная смесь.
Степные пространства между реками Днепром и Уралом» первой
половине III тысячелетия были заселены племенами, которые занимались охотой и
рыболовством и оставили курганы в степных просторах по Волге и Дону, в левобережной
Украине, на Днепре. Под этими курганами находят погребения в простых грунтовых
ямах. В "ямных" курганах более позднего происхождения найдены кости домашних
животных, остатки повозок — признаки, свидетельствующие о начале скотоводства,
а также отдельные поделки из меди.
Новый подъем развития племен, живших на российском юге в
период энеолита, представлен так называемыми катакомбными курганами в степях
между Волгой и Днепром. В это время там жили племена, тесно связанные с
Северным Кавказом. Они восприняли достижения кавказских племен в металлургии
меди, в земледелии и скотоводстве. Племена эти, по-видимому, образовали
несколько объединений, в известной мере отличавшихся друг от друга по деталям
своей культуры. При этом можно заметить, что катакомбные погребения встречаются
на востоке в более древнее время, чем на западе.
Можно утверждать, что племена, оставившие катакомбные
погребения, распространялись с востока на запад в течение III тысячелетия до н.
э. На западе они вошли в столкновение с трипольскими племенами, оттеснили их и
Среднего Днепра и проникли в Польшу, где также находят погребения, в которых
встречается керамика, близкая к керамике, характерной для катакомбных курганов
и для Северного Кавказа.
Причину такого широкого
расселения племен, оставивших
катакомбные курганы, нужно искать
в характере их хозяйства, Начинался процесс развития
скотоводства, племена становились более мобильными; земледелие в их
жизни играло меньшую роль, Потребности
кочевого скотоводства вызывали переселения на больших пространствах. Из-за пастбищ возникали военные столкновения.
Приручение животных и охрана стад были
делом мужчин. Поэтому скот принадлежал мужчине и наследовался не материнским
родом, а сыновьями мужчины. Наступал патриархат, в древнейших верованиях это
отразилось в культе Бога-отца, что впоследствии вошла во все монотеистические
религии в качестве главного догмата. Это приводило постепенно к концентрации
имущества в отдельных семьях и в конце концов раскалывало родовую
общину, которой противостояла теперь большая патриархальная семья, Ее
составляли несколько поколений прямых родственников по отцовской линии,
находившихся под властью старейшего. Рост богатства и появление имущественного неравенства влекли за
собой и появление рабства. Это отмечено частым насильственным погребением в катакомбах
невольниц месте с мужчиной. Скот был здесь первой формой богатства, позволившей
накапливать значительные излишки.
Проникновение на запад племен, оставивших катакомбные
курганы, не ограничивалось территорией Польши. Катакомбные погребения
прослеживаются вплоть до Словении. Так называемый шнуровой орнамент на местной
посуде был самым тесным образом связан с орнаментацией сосудов из катакомбных
курганов. Этот орнамент был распространен в конце III тысячелетия до н. э. на
территории нынешних Венгрии, Австрии (в Зальцбурге).
В начале II тысячелетия до н. э. в Европе, особенно в
Северной и Средней, была широко распространена шнуровая орнаментация посуды. В
ряде областей появились амфоры северокавказских форм (например,
саксо-тюрингская керамика), а также распространились типичные для ямных и
катакомбных погребений украшения, прежде всего жезловидные булавки.
Значительные изменения происходят в хозяйстве населения Европы.
Там развивается скотоводство и во многих районах оно становится основной отраслью
хозяйства. Изменяются в этом направлении хозяйство и культура более древних
племенных объединений. Одновременно аналогичные изменения происходят и на
территории, еще недавно занятой племенами, создавшими трипольскую культуру.
Все эти факты говорят о том, что в конце энеолита Европа
переживала глубокие изменения, вызванные проникновением на запад из степей
Восточной Европы населения, несшего с собой много нового в технике, в сельском
хозяйстве, в керамическом производств и других областях культуры.
Это подтверждает предположение исследователей-языковедов,
что племена, говорившие на древнейших индоевропейских языках, — восточного
происхождения, и это объясняет наличие родственных языков индоевропейской семьи
на огромных пространствах от Инда до Западной Европы.
В Средней Европе и на Рейне племена, пришедшие с востока,
встречались и смешивались с другой, западной группой племен,
распространявшейся, из Испании (так называемые «племена колоколовидных
кубков»). Это смешение могло сыграть решающую роль в процессе распространения
дальше на запад индоевропейских языков, подчинявших и здесь старые языки
неолитической Европы и формировавших новые языки — кельтской и других древних западноевропейских групп
индоевропейской семьи языков, Аналогичный процесс происходил в начале II
тысячелетия и в лесостепной зоне Восточной Европы. Сюда также проникли южные
племена, связанные с днепровско-деснинской группой среднеднепровских племен. Их
продвижение отмечено ранними памятниками так называемой фатьяновской культуры,
открытыми сначала в Брянской, а затем в Московской области. Позднее они распространились по всему Волго-Окскому
междуречью, развивая здесь еще неизвестные местному населению скотоводство, высокие формы металлургии и керамики. Однако
здесь их судьба была иной, чем в Западной Европе. В лесных областях
Волго-Окского междуречья они не смогли успешно применить свои южные формы
хозяйства и были поглощены местными племенами.
Обработка бронзы достигает высокого развития; в ранних
погребениях племен «срубной» культуры найдены литейные формы для изготовления
такого сложного орудия, каким был боевой топор, характерный тип которого в
начале II тысячелетия до н. э. проник из Двуречья через Кавказ в южные
российские районы. Из бронзы отливались также кинжалы, копья, стрелы и
украшения — серьги, браслеты и бляшки, нашивавшиеся на одежду. В ранний период
существования этих культур литье из бронзы, по-видимому, осуществлялось дома.
Однако с развитием техники литья и усложнением форм изделий бронзолитейным
делом стали заниматься специалисты — литейщики. Некоторые из них жили в
общинных поселках, обслуживая нужды общины, другие же постепенно отрывались от
общины, превращаясь в странствующих мастеров, работающих на заказ, обладающих
своими инструментами, запасом сырья и полуфабрикатов. К концу II тысячелетия до
н. э. число таких странствующих мастеров особенно увеличилось. До нас дошло
множество их складов, содержащих литейные формы, слитки бронзы, а также
заготовленные орудия и оружие. Такие склады найдены и на территории, занятой
племенами "срубной" культуры и по многих частях Западной и Южной
Сибири и Казахстана.
Между общинами и странствующими мастерами, которые являлись
обладателями не только своих простейших инструментов, но и произведенных
продуктов, возникал обмен. Обмен возникал и внутри общины, способствуя
неравномерности накопления, дифференциации имущественного положения ее
сочленов. Развитие бронзолитейного дела способствовало и оживлению межплеменной
торговли. Племена и общины, на территории которых имелись месторождения
металлов, стали заниматься в значительной мере специально их разработкой. Такие
основные районы древней металлургии найдены во многих территориях. В качестве
примера можно назвать Калбинский хребет, южнее Семипалатинска, с множеством
древних медных рудников, ряд местностей Южного Урала, Донецкого кряжа и
Кавказа.
Таким образом, с территории Южного Урала началось распространение
индоевропейцев по просторам Евразии. Двигаясь на запад, они достигли берегов
Атлантики. Другая их часть заселила север Европы и Скандинавский полуостров. Часть
индоевропейских поселений смешались с угро-финскими народами. На юге, в
лесостепной и степной полосе, индоевропейцы продвинулись в Малую Азию и на
Северный Кавказ, вышли к Иранскому нагорью и расселились в Индии. Теперь земли,
на которых проживали индоевропейцы, простирались от Атлантики до Индии. Поэтому
их и назвали индоевропейцами. В IV - III тысячелетиях до н. э. былая общность индоевропейцев стала
распадаться. Однако следы былой общности проглядывают повсюду. В славянских и
иранских языках немало общих слов и понятий — бог, хата, боярин, господин,
топор, собака, богатырь и др. Все они пришли к нам от древних иранцев. Эта
общность видна и в прикладном искусстве. В узорах вышивок, в украшениях на
глиняных сосудах — повсюду использовалось сочетание ромбов и точек. В районах
расселения индоевропейцев на столетия сохранился домашний культ лосей и оленей,
хотя в Иране, Индии и Греции эти животные не водятся. То же относится и к
некоторым народным праздникам — например, к медвежьим, проводимым многими
народами в весенние дни пробуждения медведя от зимней спячки. Все это следы
северной прародины индоевропейцев. Много общего у этих народов и в религиозных
культах. Так, славянский языческий бог Перун-громовержец сродни
литовско-латышскому Перкунису, индийскому Парджанье, кельтскому Перкуниа. И сам
он очень напоминает главного греческого бога Зевса. Славянская языческая богиня
Лада, покровительница брака и семьи, сопоставима с греческой богиней Латой.
К ГОДУ ЛОШАДИ
23 января 2014 г.
Первые свидетельства о домашних лошадях найдены в Месопотамии и Малой Азии в конце III— начале II тысячелетия до н. э. Но одомашнивание произошло раньше (5 — 6 тысяч лет назад) у кочевников в степях Южного Урала, Монголии, Казахстана. Дальнейшее распространение домашней лошади по Евразии сопровождалось выведением разных типов и пород. При этом в их образовании принимали участие несколько видов (или подвидов) диких лошадей, в том числе и лошадь Пржевальского. Возможно, коневодство в Северной Азии и Европе возникло независимо, путем самостоятельного приручения диких местных лошадей. В одомашнивании лошади, скорее всего, приняло участие несколько диких предков.
Лошади появились в Северной Америке, где протекала значительная часть их эволюции, но только в третичном периоде они проникли в Евразию. Древний предок лошади эогиппус (Eohippus), найденный в нижнем эоцене Северной Америки, был ростом с небольшую собаку, имел четырехпалые передние и трехпалые задние конечности. Коренные зубы эогиппуса были низкие с буграми на жевательной поверхности. Жил он в субтропических лесах и питался сочной растительностью. Более крупный, размером с борзую собаку, мезогиппус (Mesohippus), найденный в олигоценовых отложениях, имел уже только по три пальца на обеих конечностях, но боковые пальцы у него еще достигали земли, и коронки коренных зубов были низкие, хотя и имели плоскую, складчатую жевательную поверхность. Видимо, он жил в лесу и по образу жизни напоминал тапиров. Таким же строением задних конечностей, но более короткими боковыми пальцами, уже не достающими до земли, и значительно большими размерами тела отличались протогиппус (Protohippus) из миоцена Северной Африки и гиппорион (Hipporion), широко распространенный в миоцене Евразии (боковая ветвь лошадиных). Последующие плиоценовые и четвертичные лошади характеризуются уже однопальными конечностями и длинными коронками коренных зубов, жевательная поверхность которых была плоская и покрыта сложными складками. Известно очень много других ископаемых видов, как из западного, так и из восточного полушария. Однако к концу плейстоцена в Америке лошади вымерли полностью и не дожили до встречи с человеком. Только после открытия Америки европейцами домашняя лошадь была завезена на континент. Бежавшие и одичавшие лошади быстро размножились в огромные табуны мустангов, которые бродили несколько сотен лет по степям Америки, пока не были уничтожены. Современных представителей семейства лошадей рассматривают как относящихся к одному роду, или выделяют роды (или породы) лошадей, ослов и зебр.
В древности некоторые народы верили, что лошади могут отпугивать злых духов, которыми первобытный человек населил окружающий мир. Вот почему на крышах домов в старину прикрепляли вырезанные из дерева фигурки коней, а позднее к порогу стали прикреплять подкову (это как бы часть «доброго» коня, которого могли и захоронить под порогом для защиты от злых духов): если лошадь охраняет от злых духов, то и подкова должна быть охранительницей. Так и укрепилось поверье, что подкова приносит счастье.
Кентавры (центавры) — в греческой мифологии дикое фессалийское племя, обитатели гор и рощ. Изображались в виде полулюдей-полуконей, что связано, по-видимому, с представлениями о воинственных полудиких наездниках Древней Фессалии, известной коневодством. В мифологии особенно популярны сюжеты: битва кентавров с эллинским племенем лапифов (т. н. кентавромахия) и столкновение кентавров с Гераклом. Также воспринимали аборигены Нового света конкистадоров из Европы, говоря о том, что белые люди имеют в своем распоряжении гром и молнию (пороховые мушкеты, пушки, грохот которых раздавался наподобие грома) и на каких-то чудовищах (лошадях) перелетают громадные расстояния с быстротой стрелы.
На памятниках Древнего Востока, около 2000 лет до н.э., лошади изображались уже в колесницах. В середине I тысячелетия до н. э. лучшее коневодство Азии известно в Иране и смежных странах, где лошади были высокие, сухого стройного телосложения. В это же время славилась своими конями Индия, известно было туркменское и арабское коневодство. В Европе выводились породы сильных лошадей, получившие особенно широкое распространение в средние века для езды рыцарей, закованных в тяжелые доспехи. Позже в Европе были выведены породы тяжеловозов для транспорта и земледелия. Колесницы также появились впервые в степях Южного Урала, слово "телега" произошло от слова "телок", телят и быков запрягали в повозки для перевозки грузов. А фараон Тутанхамон погиб под колесами колесницы, утверждал в прошлом году The Telegraph. К такому выводу пришли британские ученые, которые создали 3D-модель мумии этого фараона. По их мнению, по левой стороне тела фараона проехало колесо колесницы. Сообщается, что, скорее всего, от полученных травм фараон скончался на месте.
Колесница с конями упоминается в священных книгах и архитектуре многих народов. В индийском Конараке в 13 веке был построен храм бога солнца – Сурья, этот храм-великан явился как бы апофеозом мощи средневекового индийского зодчества. Хотя от гигантского сооружения, превосходившего размерами все индийские наземные храмы, сохранилось только одно здание колонного зала, оно поражает своей грандиозностью, безудержностью народной фантазии, уподобляющей этот монумент колеснице бога солнца. В Библии сказано, что бог восседает на херувимах (1 Царств, гл. 4, ст. 4; Псалом 79, ст. 2), что херувимы являются охранителями рая (Быт., гл. 3, ст. 24) и носителями колесницы бога по облакам (Иез., гл. 1 и 10). Сюда относится миф о вознесении Илии на колеснице, запряженной огненными конями (там же, 2). Это очень напоминает греческий миф о боге солнца Гелиосе, разъезжающем по небу на колеснице. «И пошли сыны Израилевы среди моря яко суше; и воды же были им стеною по правую и по левую сторону», повествует стих 22-й главы 14-й библейского «Исхода». Цунами, как правило, предшествует мощный отлив морских вод, обнажающих обширные пространства. Современные исследователи Библии полагают, что израильтяне пересекали «посуху» не Красное море, а «Море тростников» – пресноводную лагуну или озеро к востоку от дельты Нила, так звучит в древнееврейской Торе. Гибель египетской армии вполне можно объяснить одним из побочных последствий цунами, вызванных провалом центральной части Санторина. После взрыва в центре Санторина образовалась огромная кальдера, море устремилось в нее, чтобы заполнить гигантскую котловину, нынешнюю бухту Тиры, и воды отхлынули от берегов Восточного Средиземноморья. Когда воды отступили, коса, отделявшая лагуну от моря, естественно расширилась, «щель» на какое-то время перестала существовать, и лагуна оказалась полностью изолированной от моря. Очевидно, воспользовавшись этим, израильтяне смогли переправиться через лагуну, вернее, пройти по внезапно образовавшемуся перешейку. А вслед за тем на преследователей-египтян обрушилась гигантская волна-цунами, обычно приходящая через десять – тридцать минут после того, как отхлынувшее море обнажает дно. «Погнались египтяне, и вошли за ними в середину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его», – говорится об этом в Библии, – и нашли свою погибель в волнах-цунами».
М.В. Ломоносов в своем произведении «Древняя российская история» так описывает древние обычаи славян: "Потом благословлял народ именем Святовидовым, увещал к прилежному приношению жертвы и обещал в воздаяние победу на врагов по морю и по суху. По сем препровождался день в ядении и питии, и за стыд почитали, ежели кто не напился допьяна. Каждый человек в год сему идолу третию часть своей хищной добычи долженствовал принести в жертву. Триста конных нарочных воинов, сколько могли награбить, все в капище приносили, что жрец употреблял на украшение оного. Нередко сему идолу приношены были в жертву христианские пленники, которых садили верхом на лошадях во всей их сбруе. Лошадь четыреми ногами привязывали к четырем сваям и, под поставленные по обеим сторонам костры дров подложив огонь, сожигали живых коня и всадника".
Колесницы и изображения коней из Аркаима(1), Персеполя(2), Египта(3), Шумера(4), фараон Египта(5), Палестины(6), народы моря(7), Греции(8), Финикии(9), Сирии(10), Лидии(11), Урарту(12), киммерийцы(13), Ассирии(14), древнегреческая ваза(15):
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9)
(10)
(11)
(12)
(13)
(14)
(15)