Этот год по восточному календарю считается годом Козы (Козла) или Овцы (Овена). Китайское название "и-вэй", корейское - "ыль-ми", японское - "киното-хицудзи", это 32 номер циклического года, цикл 1984-2043 гг., стихия - дерево, планета - Юпитер, цвет - зеленый (синий), стихия, планета, цвет, как и в 2014 г. Эти данные взяты не из астрологических таблиц (астрология - лженаука, которая пользуется научными данными из астрономии, физиологии, политологии, психологии и других наук, приправляя их с сылками на космические объекты), а из научной монографии "Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год", изданной в издательстве "Наука" (Москва, 1985 г.)
Между тем, данные животные (у многих народов эти животные, относительно схожие между собой, сливаются в некую общность) являются священными, тотемными и поныне. А в древности они были обожествлены. К примеру, Азаел (Азазель) у древних евреев - дух пустыни в образе козла. В праздник Йом-кипур жрец переносил на козла грехи всего народа и отпускал его в пустыню к Азазелю, отсюда пошло выражение "козел отпущения".
Характерно, что в арабских сказках и народных преданиях Сатана-Шайтан наделяется и иными устойчивыми именами и эпитетами, такими как Азазил, аль-марид (бунтующий, непокорный), аль-ханнас (исчезающий, отступающий, при упоминании имени Аллаха) и аль-уасуас (наущающий, искушающий). Именование Шайтана Азазилом, несомненно, пришло из иудео-христианской традиции, где в Библии Азазель (вариант Азазил) употребляется только в контексте описания ритуала "дня искупления" (иом-кипур). Согласно библейским представлениям, местом обитания Азазеля была пустыня. Известно, что пустыня в сознании народов Ближнего и Среднего Востока ассоциируется с местом обитания злых духов. Значение имени Азазил (Азазил) может быть переведено как "сильное, могущественное божество". Вальпургиева ночь (Walpurgisnacht), - ночь на первое мая - это ночь ведьм, которые верхом на метлах, кошках или козлах прибывают в аббатство ведьм на горе Блоксберг в Гарце, чтобы потанцевать с дьяволом.
Схожий персонаж с чертом в древнегреческих мифах - пан, первоначально бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы (от греч. pan - все), изображался в виде человека с козлиными рогами, копытами и бородой (т.е. был козлом, козел - обожествленное животное, ныне ругательство, трагедия - с греч. "песнь козлов", возможно "совмещение" козла с обезьянами и другими животными), ему соответствует римский Фавн. Согласно мифам, пан, сопровождаемый нимфами, бродил по горам, звуками свирели и песнями собирал стада, наказывал нарушивших его покой, насылая на них беспричинный страх (отсюда слово "паника").
Трагедия восходит к первобытной культовой обрядности, посвященной богу плодородия Дионису, трагедия возникла из лирической поэзии или дифирамбов, исполняемых хором, состоявшим из спутников Диониса - сатиров, которых называли козлами. Бес - в древнеегипетской религии бог веселья и пляски. Слово "дьявол" восходит к древнегреческому "диаболос" - клеветник. Слово образовано из предлога "диа" - туда и глагола "балло" - бросаю. Греческое "сатанас" заимствовано от древнееврейского "сатан" - противник, схожий термин и в арабском языке - "шайтан". Слово "демон" же, оставшееся в русском языке главным образом как обозначение коварного, злого человека, происходит от древнегреческого "даймон" - бог, дух, злой дух.
Все эти вполне нормальные слова в монотеистических религиях (вдруг!) стали плохими, обозначающими враждебные человеку силы, это очень легко объяснить - эти слова обозначали некие обожествленные силы из периода политеизма, а многобожие выступало противником единобожия, поэтому монотеистические религия всячески дискредитировали "божественные" понятия политеизма.
Интересный вариант происхождения слова "чёрт" (ранее писали "чорт"), скорее всего от слов "черта", "чертить", от черты, которую рисовали верующие люди от "нечистой силы". В гоголевской повести "Вий" философ чертил вокруг себя круг, чтобы за него не могла проникнуть никакая "нечистая сила". Такое представление восходит к древнейшим временам, когда человек, как ныне многие животные, метил свою территорию, а проникновение за нее других существ каралось смертью. Сатиры, черти, и другие представители "нечистой силы" это некто иные, как люди, переодевшиеся в шкуры животных, в том числе баранов, козлов, волков (шаманы, оборотни). Они скидывали с себя эти шкуры и вновь "становились" людьми. Тогдашнее формирующееся человеческое мышление воспринимало это как некое волшебное действие (как современные дети воспринимают Деда Мороза, Снегурочку и т.д.), позже при христианстве это стало нехорошим бесовским явлением и преследовалось.
Ни пуха, ни пера - то есть ничего, но в современном контексте это означает пожелание удачи, в древности же это был своего рода обман лесных и водных духов, необходимых для успешной охоты или рыбной ловли, ответ также являлся обманом - "к черту!", духи утрачивают бдительность, поскольку решают, что охотник после такого пожелания ничего не добудет - ни зверя, ни птицы. "Скатертью дорожка!", изначально это было наоборот приветствием, когда для встречающего расстилали некую скатерть - дорожку.
Исследователи предполагают, что топоним Сакмара (район Южного Урала - Волги) имеет ираноязычное происхождение, то есть принадлежит савромато-сарматским племенам. В этом отношении дает подсказку близкий топоним Самара - левобережный приток Волги, верховья которого находятся в 40 км от места слияния Урала и Сакмары. Реки с названием Самара есть еще в бассейнах Дона и Днепра, а также на границе степных и лесостепных ландшафтов. Из многочисленных версий о происхождении топонима Сакмара имеется и такая: в переводе с иранских языков он означает "овечья река" ("сху"-"овца", "мара"-"большая река"). Видимо, во время сезонных миграций с юга на север на берегах этих рек сосредоточивались стада овец кочевников. Здесь они находили прекрасные пастбища и водопои, хорошие условия для ягнения овец и выращивания молодняка.
Интересные сопоставления можно провести с древнеегипетским верховным божеством Амоном-Ра, который был богом солнца, изображавшийся в виде тельца или барана, ведь по латыни (древнем индоевропейском языке, по-немецки Indogermanen - индогерманцы) aries - "овен, баран".
Обряды почитания Тенгри хана (Бог-отец) в степях Урала-Алтая были достаточно строгими и сложными, молитвы - долгими и очищающими душу. Они тоже во многом напоминали религиозные традиции Востока. Например, обязательными были крещение водой, выглядевшее как полное троекратное погружение; религиозная трапеза. Самым большим праздником считалось Богоявление.
Праздник приходился на 25 декабря, когда после зимнего солнцестояния день начинает прибывать и Человек-небо - Тенгри-хан - выходил в мир (первоначально Рождество Христово отмечалось как тройной праздник крещения, рождения, богоявления.). В этот день полагалось приносить в дом елки - послание от более древнего бога Йер-су, которому поклонялись алтайские народы примерно три тысячи лет тому назад, задолго до знакомства с Тенгри-ханом. Обычай почитания ели народы Азии принесли в Восточную и Центральную Европу, куда забросила их волна Великого переселения народов.
В долинах Дуная, Днепра, Дона, Волги праздник этот наверняка существует со времен Аттилы. В Западной Европе его стали отмечать в этой форме лишь в XIX в. Следует вспомнить, что у славян и римлян священным деревом считался дуб, у финнов - береза, у греков - олива, а у южных германцев - ель. Первое упоминание о рождественской елке найдено в эльзасских хрониках 1500 г. Украшение ёлок на Новый год в России было запрещено во время I мировой войны царским правительством, так как это был якобы немецкий обычай, на самом деле это восходит к древнейшим временам почитания вечнозеленых растений и деревьев.
В Авестийском (зороастрийском) учении о конце света - Фрашкард, очень напоминающее Апокалипсис, упоминаются овцы (бараны): "Кто был праведен и кто был грешен - каждый воскреснет в том месте, где встретил смерть свою. Солнце воссияет с новой силой, половина его сияния отойдет к Гайа Мартану, а половина - к остальному человечеству. Тела и души воскресших узнают друг друга. Муж узнает жену, дети родителей, а родственники друг друга. А кто был одинок в прошлой жизни, теперь обретет свою семью". Итак, все - и праведники, и грешники - воскреснут и возрадуются, обретя вновь утерянных близких. А затем состоится собрание Садвастарана, и на нем всем будут продемонстрированы их добрые и злые помыслы, речи и дела. И грешники будут выглядеть там, как белая овца среди черных..." (говоря по-русски, как белая ворона). А Иисус Христос - агнец божий, а агнец это - ягненок (детеныш овцы), первенец в стаде, которого использовали как жертвенное животное.
Арии, отсюда название "Иран" от "Ариан", aries с латыни - баран, овен, тотемное животное древних индоевропейцев. Аркаим представлен гигантским колесом диаметром 180 метров с двумя кругами мощных стен: внешним и внутренним.
Особенно внушительна внешняя стена пятиметровой толщины, сложенная из грунта и имеющая внутреннюю галерею. С внешней стороны вокруг стены был вырыт глубокий ров. Внутренний ров перекрыт бревенчатым настилом, возможно представлял ливневую канализацию. От стен по направлению к центральной площади располагались жилища. Эти дома были довольно велики: до 20 метров длиной и более 6 метров шириной, где, по подсчетам специалистов, могло размещаться до 50 человек. В каждом доме находились очаги, колодцы, ямы для хранения продовольствия, комнаты для отдельных семей. Пол был покрыт твердым слоем известкового раствора. Всего поселение вмещало до двух с половиной тысяч человек. У обитателей было много скота, особенно лошадей - стройных, тонконогих, быстрых, впрягаемых в боевые колесницы, эти древнейшие "танки" евразийских степей. Высокой степени совершенства достигло производство изделий из бронзы. Полагают, что они отсюда расходились по очень отдаленным местам. Большинство ученых считает, что это древние арии, индоарии, то есть народы иранской группы языков.
Волхвами или магами называли персидских (зороастрийских) жрецов. "Когда же Иисус родился в Вифлееме во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока", - сказано в Евангелии от Матфея. С востока - из Парфии (Ирана), где главной религией в то время был зороастризм. Они выполняли священную миссию, стремясь расширить влияние своей религии среди евреев для борьбы с Римом.
Считается, что поднося новорожденному Иисусу золото, ладан и смирну, волхвы почтили его как царя, первосвященника и жертву. Но те же самые дары символизируют три главенствующие касты зороастрийского общества и три вида хварны (в санскрите "варны" - букв. - "качество", "цвет", четыре основных сословия в Древней Индии, господствующее положение в обществе занимали брахманы, кшатрии и вайшьи, шудры были кастой неполноправных, зависимых людей). Также и в зороастризме выделялась хварна священника, хварна правителя и хварна воина. Символом царской харизмы является золото, жреческой - ладан, воинской - смирна, поскольку воины жертвуют собой во имя мира.
В то время в Парфии (Иране) были распространены различные дуалистические религиозные учения, рассматривавшие мир как борьбу доброго начала во главе с богом Ормаздом и его духами и злого начала во главе с богом Ариманом и его демонами (дэвами). Эти учения, связанные с именем Заратустры, не получили еще окончательного оформления. Позже они получили догматическую форму в признанных священными книгах "Авесты" и в таком виде стали известны под названием зороастризма. С Ираном связана и религия митраизма (бог Митра), которая в первые века существования христианства была ему серьезным конкурентом. Мифы, облик самого Митры, культ митраизма во многом совпадает с мифологией, культом христианства. Достаточно сказать, что 25 декабря в Римской империи широко отмечалось рождение бога Митры.
Первоначально Рождество Христово отмечалось 6 января вместе с крещением и богоявлением, только лишь в IV веке, когда христианство становится господствующей религией в Риме, оно было перенесено на 25 декабря, чтобы вытеснить культ Митры. Для верхушки парфянского общества был характерен синкретизм, выражавшийся в слиянии местных и эллинских богов. Вообще парфянская династия Аршакидов (247 г. до н.э. - 224 г. н.э.) отличалась широкой веротерпимостью, в отличие от более поздней династии Сасанидов, которые были ревностными поборниками чистого зороастризма. В I века н.э. в Парфии проводится реформа зороастризма, собираются древние тексты, создается одна из древнейших редакций "Авесты". В период своего наибольшего расцвета Парфянское царство простиралось от Вавилонии через Иран до долины Инда. Парфянское царство прекратило свое существование около 224 г., когда возникло государство Сасанидов.
Так что овцы, бараны - наши самые близкие животные, помогающие человеку во все времена. Не случайно гороскоп на этот год - год Козы - обещает позитивные перемены всем знакам Зодиака ( http://god2015.com ).
С начавшимся 2015 годом!
Начало