Материал размещён также на интернет-портале «Наука и религии мира»
Андрей ТИХОМИРОВ
04 ноября 2015 года
"Сборник статей 2015 года"
В сборник вошли все ранее опубликованные статьи Тихомирова Андрея Евгеньевича 2015 года. Тематика: история, политика, экономика, необъяснимое-объяснимо. Научное построчное объяснение Книги судей израилевых и Книги Руфи. "ПоЛиАРТ", Оренбург, 2016 г. ISBN: 978-5-9908312-0-9.
Заказать книгу:orenburgerallgemeine@gmail.com
Около 301 года (4 в.) царь Армении Тиридат (Трдат) III (287—332 гг. правления) со всеми своими приближёнными принял крещение от архиепископа Григория Просветителя (Григора Партева, 301—326 гг. правления). Христианство впервые в истории получило статус государственной религии. Почему Армения первая приняла христианство в качестве государственной религии?
В 3—4 вв. Армения находилась в центре борьбы за гегемонию на Ближнем Востоке между Римом и усилившейся под властью Сасанидов Персией. В то время в Армении правила царская династия Аршакидов (63—428 гг.). Однако сама династия происходила из Парфии (Ирана). В 1—3 вв. парфянские Аршакиды владели большей частью Персии и Месопотамией, а также образовали самостоятельные династии в Армении (с 63 н. э.) и северо—западной Индии. Парфянская династия Аршакидов (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.) отличалась широкой веротерпимостью, в отличие от более поздней династии Сасанидов, которые были ревностными поборниками чистого зороастризма. При Сасанидах (династия иранских шахов в 224—651 гг.) сохранялось деление населения на сословия, или, точнее, замкнутые касты. К привилегированным кастам, не платившим податей, принадлежали жрецы, воины и чиновники. Купцы, ремесленники и крестьяне составляли податную касту. Это были люди лично свободные, но политически бесправные и угнетаемые знатными кастами. Государственной религией Ирана стал реформированный при Сасанидах зороастризм, развившийся в религию феодального общества. Для персидского зороастризма данного периода характерной чертой являлась его тесная связь с царской властью. Был создан догмат о том, только семья Сасанидов является носителем особой божественной благодати. Древнее зороастрийское учение о том, что занятие земледелием — религиозный долг для касты земледельцев, теперь превратилось в учение, что религиозным долгом крестьян является повиновение "царю царей", несение повинностей ему и землевладельцам и уплата податей. При Сасанидах была осуществлена новая редакция Авесты — древней священной книги зороастрийцев — и составлен комментарий к ней — Зенд.
Поэтому в 20—х годах 3 в. положение Армении резко изменилось в связи с возникновением державы Сасанидов в Иране. До того времени Армения представляла собой один из уделов династии Аршакидов и ориентировалась вследствие этого на Парфию, зависимость от которой, однако, к началу 3 в. стала почти номинальной. Союз с Парфией гарантировал Армению от посягательств Рима, тогда как сама Парфия была слишком слаба для того, чтобы навязать Армении реальное господство. После падения Парфии армянские Аршакиды оказались естественными противниками Сасанидов, свергнувших господство Аршакидов в Иране. То есть и в Армении и в Парфии правили иранские династии Аршакидов. Для борьбы с Сасанидами Армения снова сближается с Римом, который теперь уже не был для неё так опасен, как раньше, поскольку ослабевшая империя вступает в 3 в. в полосу затяжного кризиса. Помимо Рима армяне в борьбе с агрессией Ирана сближаются с иберами и албанами, в результате чего складывается союз народов Закавказья, стремящихся отстоять свою независимость.
Сасаниды, достигнув власти, начали упорную борьбу с Римом за Месопотамию, в которой римляне терпели неудачу за неудачей. Армения также стала объектом борьбы между Сасанидами и Римом. Персидский царь Шапур I стремился прежде всего устранить армянского царя Хосрова I, поскольку тот энергично боролся с персами в союзе с римлянами и не прекратил войны даже после того, как между Римской империей и Ираном в 244 г. был заключён мир. Хосров был убит во время охоты наёмником персов, а его сыну Тиридату несколько позже пришлось бежать; на армянский престол Шапур возвёл Артавазда V (253—273 гг.), видимо, одного из перешедших на его сторону представителей династии Аршакидов. Это было важным успехом для персов: Армения, до того постоянно угрожавшая им с правого фланга, оказалась в русле их политики.
Через некоторое время на престоле Армении с помощью римского императора Диоклетиана утверждается Тиридат III (287—332 гг.). В 296 г. персидский царь Нарсес начал войну с Римской империей и Арменией, однако после некоторых успехов потерпел тяжёлое поражение. В городе Нисибине в Месопотамии был заключён мир на 40 лет: персы уступили римлянам Месопотамию и 5 небольших областей в бассейне Верхнего Тигра (некоторые из них когда—то входили в состав Армении) и признали римский протекторат над Арменией и Иберией. Но фактически Армении удалось отстоять своё самостоятельное существование.
Сорокалетний мир способствовал укреплению Армянского царства и хозяйственному процветанию страны. В 4 в. в Армении складывается новая знать, опиравшаяся на независимое от царя крупное землевладение, называемая в источниках нахарарами (в более ранний период так назывались только начальники областей). Эта знать, особенно в период персидского господства, всё менее подчиняется царям. Уже Тиридату пришлось думать об укреплении своей власти и обуздании своеволия нахараров. Вскоре он нашёл себе союзника в лице христианской церкви. Христианство появилось в юго—западных областях Армении ещё во 2 в. В 3 в. оно уже получило в Армении широкое распространение. Тиридат III выступал в начале своего правления как гонитель христианства. Однако в начале 4 в. в его политике происходит перелом, и он становится ревностным сторонником христианства. На это Тиридата толкнули причины политического характера.
Древняя армянская религия была тесно связана с религией Ирана, чтобы укрепить свои позиции в борьбе с сасанидским Ираном, Тиридат должен был порвать с древней религией и принять христианство. Уже ранее со времени господства парфян в Армении шёл процесс иранизации официальной армянской религии. В качестве главного божества почитался Арамазд — иранский Ахурамазда. Среди богинь на первое место выдвинулась иранская (бактрийская) Анахита, покровительница вод, образ которой слился на территории Армении и Малой Азии с образами малоазийских богинь плодородия. Кстати, у армян Анахит — «великая мать» и «мать целомудрия», тоже дарующая урожаи. Она супруга главы пантеона Арамазда, постоянный эпитет которого — ар и, то есть «мужественный». Действовал в армянском дохристианском пантеоне и Михр, и другие божества, аналогичные индоиранским. Предполагается, что эти культы пришли на территорию Армении в 6—5 веках до н. э., слившись с древнейшими местными верованиями. Однако единобожие, подобное зороастрийскому, тут так и не утвердилось. Из богинь древнего армянского пантеона наибольшее значение сохранила Астлик. Отправление культа находилось в руках жрецов, которые пытались монополизировать в своих руках и литературу. Они изобрели своего рода тайнопись и писали с её помощью храмовые книги и летописи. Позднее армянская знать стала испытывать культурное влияние эллинизма. Бежавшие от римлян представители эллинистической культуры находили убежище при дворе армянских царей. Таковы были изгнанный из Афин ритор и писатель Амфикрат, историк и философ Метродор Скепсийский, которого Плиний называет «ненавистником римлян». Эллинистическая культура всё больше и больше входит в быт армянской знати. По сообщению Плутарха, Артавазд II, сын Тиграна, писал на греческом языке трагедии, речи и исторические труды. Боги армянского пантеона начинают отождествляться с греческими: так, Арамазда отождествляют с Зевсом, Астлик — с Афродитой и т. д. Города Армении обстраиваются зданиями в греческом стиле. В храмах воздвигаются статуи богов и обожествлённых царей.
Однако ни придворная эллинистическая культура царей и знати, ни жреческая культура с её тайными письменами, находившаяся под сильным влиянием Ирана, не проникали в толщу народных масс. Народ прочно сохранял свои древние культы и обряды, прежде всего культ умирающего и воскресающего бога природы Ара Прекрасного. Рядом с придворным эллинистическим театром существовал народный театр. В народе слагались эпические сказания, отражавшие борьбу армянского народа за независимость. В пользу армянской церкви были конфискованы земли древних святилищ. Были организованы епископства, причём епископские должности стали передаваться по наследству. Во главе церкви стоял архиепископ (позднее он стал называться католикосом); при Тиридате III и его преемнике Хосрове II эта должность передавалась по наследству в доме Григоридов (то есть складывается религиозная каста). В 303 г. был построен собор Эчмиадзин (близ Еревана), ставший главным собором Армяно—григорианской церкви. Название Армяно—григорианской церкви происходит от имени первого католикоса Григора Партева. В 506 г. Армяно—григорианская церковь отделилась от Византии, став автокефальной. По вероучению, она принадлежит к монофизитской ветви христианства. Монофизитство (от греч. monos — один и physis — природа) — богословско—догматическое направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основателем его считают константинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу присуща одна природа — божественная, а не две — божественная и человеческая, как утверждали представители официальной церковной ортодоксии того времени. На Халкидонском соборе (451 г.) монофизитство было осуждено как ересь, а его сторонники стали преследоваться как еретики. За догматическими спорами о природе Христа скрывалось сложное переплетение различных экономических, политических и социальных противоречий между Византией и населением ряда сепаратистски настроенных провинций (Сирии, Палестины, Египта, Армении), вызвавших ряд восстаний христиан—монофизитов (Александрия – 457 г., Иерусалим —458 г., Антиохия – 468 г.), длительную вооруженную борьбу и, наконец, окончательное отделение от официальной византийской церкви так называемых нехалкидонских церквей.
Христианство в Армении было на первых порах враждебно встречено и народом и знатью. Народные массы крепко держались старых верований, не доверяя тому, что исходило от государства, знать же видела в церкви союзницу царя, властью которого она тяготилась. Тиридат на протяжении всего царствования вёл упорную борьбу с нахарарами и с остатками языческого жречества и, в конце концов, погиб от руки своих противников, которых поддерживали Сасаниды.
Раннехристианские художники рисовали одеяния волхвов именно персидскими: круглые войлочные шапки и штаны, длинный хитон—судрех. И именно эти изображения повергли в изумление захватившего Галилею в войне с Византией иранского шаха Хосрова II Парвеза (590—628 гг.), который, увидев их в Вифлеемской церкви Рождества Христова и узнав в поклоняющихся Христу волхвах зороастрийских священников, пощадил ее, тогда как другие храмы безжалостно разрушил. Считается, что, поднося новорожденному Иисусу золото, ладан и смирну, волхвы почтили его как царя, первосвященника и жертву. Но те же самые дары символизируют три главенствующие касты зороастрийского общества и три вида хварны (в санскрите "варны" – букв. – "качество", "цвет", 4 основных сословия в Древней Индии, господствующее положение в обществе занимали брахманы, кшатрии и вайшьи, шудры были кастой неполноправных, зависимых людей). Также и в зороастризме выделялась хварна священника, хварна правителя и хварна воина. Символом царской харизмы является золото, жреческой — ладан, воинской — смирна, поскольку воины жертвуют собой во имя мира.
Волхвами, или магами, называли персидских (зороастрийских) жрецов. «Когда же Иисус родился в Вифлееме во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока», — сказано в Евангелии от Матфея. С востока — из Парфии (Ирана), где главной религией в то время был зороастризм. Они выполняли священную миссию, стремясь расширить влияние своей религии среди евреев для борьбы с Римом. В то время за Армению, как и за другие, относительно небольшие государства, как и за Иудею в 1 в., шла борьба между крупными "игроками" того времени Парфией (Ираном) и Римом.
Моисей Хоренский (V—VI века) в своей "Истории Армении" отмечал, что с конца II века началось тесное общение армян с кипчаками (половцами, тюркоязычным кочевым народом из степей южного Причерноморья). Это было еще до похода кипчаков в Европу; они тогда только осваивали Прикаспийские степи. О кипчаках на Кавказе и этот период упоминал античный автор Агафангел. Он писал, что они служили наемниками в войсках армянского царя Хосроя I, правившего в начале III века. Начало общению двух религий, видимо, положил молодой армянский епископ Григорис. Он предстал перед царем кипчаков и испросил разрешения проповедовать идеи христианства кипчакской знати. Есть все основания утверждать, что первые контакты протекали достаточно спокойно из—за внешнего сходства многих положений обеих религий. Уже в начале 4 века появилась легенда о св. Георгии — самом почитаемом святом в среде степняков — как о человеке, принесшем в Степь идеи христианства. Легенда повествует о том, как в один город стал приползать со стороны болот огромный змей или дракон, который забирал юношей и девушек. Так продолжалось довольно долго, пока не пришел черед дочери правителя. В слезах она сидела у дороги, ожидая своей участи. Ее увидел проезжавший мимо воитель по имени Георгий. Узнав, что ей грозит, он остался ждать змея. Чудовище появилось, и начался их поединок. Важно отметить, что бой был бескровным. При виде змея Георгий отложил оружие и начал истово молиться. Молитвой он одолел зло и тем самым доказал, что слово Божие сильнее меча. Здесь, скорее всего, имело место своего рода устрашение и гипнотизирование животного. За это его и стали почитать как святого. Обессиленный и укрощенный молитвой змей упал к ногам воина, а невинная девица накинула на чудовище свой пояс, словно поводок, и повела в город, "как послушнейшего пса". При виде этого зрелища горожане во главе с правителем согласились выслушать проповедь Георгия. Судьбы молодого Георгия—воина и армянского епископа Григориса сходны, оба в конце концов приняли мученическую смерть. Епископ Григорис, видимо, переусердствовал в проповедях, и кипчаки, храня верность Тенгри—хану (главному божеству степных кочевников), "поймали дикого коня, привязали юного Григориса к хвосту его и пустили по полю". Так заканчивает повествование об армянском епископе античный историк Фавст Бузанд (5 век). Однако зерна новой веры среди кипчаков уже были брошены. Не случайно древние европейские историки (Приск, Иордан) называли царя Аттилу и его предшественников, Доната и Харатона, христианами. Георгий, ставший Победоносцем, попал и на Русь, где он часто изображался на печатях, затем на государственном гербе. В образе Георгий Победоносца обнаруживаются черты древнегреческого героя Персея – победителя чудовища (возможно крупного варана или игуана), которые слились с чертами египетского бога Гора, персидского Митры и других земледельческих богов, имя Георгия происходит от древнегреческого слова «георгос», означающего «земледелец». Церковная легенда рассказывает о казни Георгия Победоносца в Никомедии около 303 г. во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане, о чудесах святого, в том числе о победе его над драконом.
В 4 в., то есть после принятия христианства, в Армении оформилось сословное общество. Всё население аршакидской Армении делилось на высшие и низшие сословия. К высшим принадлежали крупная и средняя землевладельческая знать — нахарары, мелкая знать — азаты (всадники) и духовенство. Все они в совокупности составляли один правящий класс азатов (то есть свободных, благородных, родовитых). Высшие сословия несли лишь «благородную», а именно конную службу. К низшим сословиям относились торговцы и ремесленники, объединённые в особые корпорации, свободные и зависимые крестьяне, а также городской плебс. Низшие сословия, терявшие постепенно свои права и личную свободу,— аназаты (т. е. несвободные) или рамики (толпа, чернь) — составляли эксплуатируемое население. Складывавшиеся феодальные отношения приобретали характерную для них иерархическую структуру. Во главе этой иерархии стоял царь. Затем четыре бдешха — вассальные царьки окраинных областей: Алдзник, Кордук, Нуширакан и Гугарк. После бдешхов шли «старшие» я «младшие» нахарары — князья. Ниже всех по рангу в феодальной иерархии стояли многочисленные мелкие светские и духовные землевладельцы — азаты и приравненное к ним сельское духовенство. Аркуник (царский двор) являлся центральным органом государственного управления Великой Армении. Царь управлял государством при помощи своих чиновников — гордзакалов, ведомственные должности которых сделались наследственной привилегией крупнейших нахарарских фамилий.
Христианство составляло главную идеологическую опору армянского феодального государства. В совокупности все эти причины и привели к тому, что Армения первая приняла христианство в качестве государственной религии.
При Аршакидах в Армении слагалось феодальное общество, и шла упорная борьба с крупными феодалами — нахарарами за централизованную государственную власть. В этих условиях длительная борьба армянского народа за независимость оказалась безуспешной и закончилась в 387 г. разделом Армении между сасанидской Персией и Римом. Временно престол Аршакидов сохранился в обеих частях Армении, но в 391 г. царство Аршакидов было упразднено в Западной Армении, подчинённой Риму, а в 428 г. — в подвластной Персии Восточной Армении.