ГАЗЕТА В СЕТИ
Начало


Германское издательство LAP LAMBERT Academic Publishing (LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: OmniScriptum GmbH & Co. KG) предлагает книгу на русском языке "Исторические исследования" (ISBN: 978-3-659-63167-2, цена - 89.90 ЕВРО), автор - Тихомиров Андрей Евгеньевич, аннотация на обложке "Современные археологические исследования доказывают, что родиной индоевропейцев является район Южного Урала, где они сформировались в качестве единой языковой группы. Аирйанэм-Ваэджа (авест. «арийский простор») — мифическая прародина древних иранцев, ариев; согласно Видевдату (Вендидаду, первой книге Авесты, сборника священных книг древнеиранской религии, своего рода иранское продолжение Вед), именно с неё начинается список из 16 «наилучших» «местностей и областей», созданных Ахура Маздой для человечества. Эта страна описывается как бескрайняя равнина, через которую протекает прекрасная река Даитйя (Вахви-Датия) - Урал".
Заказать книгу:https://www.ljubljuknigi.ru

Статьи Тихомирова А.Е.

НАУКА О «ИНОМ МИРЕ» И «НЕБОЖИТЕЛЯХ»
10 сентября 2013 г.
Во всех религиях мира имеет место такие понятия как «иной мир» или «загробный мир», а также понятия о неких сущностях – богах, которые «проживают» где-то на небесах. Наука это тоже не оставила без внимания и попыталась дать этим представлениям материалистическое объяснение.
Понятие небесной сферы или свода возникло в глубокой древности, в основу его легло зрительное впечатление о существовании куполообразного небесного свода. Это впечатление связано с тем, что в результате огромной удаленности небесных светил человеческий глаз не в состоянии оценить различия в расстояниях до них, и они представляются одинаково удаленными. У древних народов это ассоциировалось с наличием реальной сферы, ограничивающей весь мир и несущей на своей поверхности многочисленные звезды. Таким образом, в древних представлении небесной сферы была важнейшим элементом Вселенной. Древним людям казалось, что за этим сводом живут тоже люди, только очень развитые, которые время от времени открывают некие окна и через них вытекают вода в виде дождя, падает град, снег, дует ветер. Все ассоциировалось с реальными людьми, поэтому в языках и остались древние отголоски тех представлений, говорят «дождь идет», «снег идет», «ветер дует» по аналогии с человеком – человек идет, человек дует. В английском языке: «it is raining», «it is snowing», «wind blows» - дословно «оно дождит», «оно снежит», «ветер дует». Природные явления получали свое объяснение с точки зрения неких «высших сил», которые так или иначе связаны с небом. Боги у древних народов также получают имена, связанные с небом: Сварог у древних индоевропейцев (арии, отсюда название «Иран» от «Ариан», aries с латыни – баран, овен, тотемное животное древних индоевропейцев), Зевс – у греков, Ану - у шумеров, Тир (Циу) - у германцев, Дьяус Питар - у индийцев. Все боги спускаются к людям с небес. Знаменитый четырехгранный Збручский идол древних славян изображает три яруса мироздания: мир богов – небо, земля, населенная людьми и подземный мир, населенный душами умерших.
Впечатление небесного свода днем создается благодаря освещенной Солнцем атмосфере. Солнце, Луна, звезды и другие небесные светила (в темное время суток) представляются расположенными на небесном своде в результате того, что из-за их огромной удаленности человеческий глаз не в состоянии оценить различия в расстояниях до них. Небесный свод. кажется сплюснутым и вследствие наличия промежуточных земных предметов простирающимся в горизонтальном направлении значительно дальше, чем в вертикальном, в котором такие предметы отсутствуют. Некоторую роль играет также и уменьшение плотности воздуха с высотой. При облачном небе впечатление сплюснутости усиливается благодаря горизонтальным слоям облачного покрова.
Умершие люди хоронились в землю, поэтому считалось, что подземный мир населен умершими. О погребениях читайте здесь.
Потусторонность («иной мир») - согласно религиозным представлениям, духовный, сверхчувственный, сверхъестественный мир, некий «сверхмир», противопоставляемый посюсторонности - действительному, чувственному, естественному миру. Потусторонность считается обиталищем бога, духов, местонахождением рая, ада и т. д. Посюсторонность мыслится производной от потусторонности. С потустороннем человек сталкивается постоянно, это, например, сон.
Наука так трактует состояние сна. В период ночного сна информация малыми порциями поступает из промежуточной памяти в кратковременную память, которая для этого отключается от внешней среды. Каждая порция обрабатывается последовательно в две фазы: первая фаза — это логическая обработка информации, сопоставляемая с фазой «медленного сна». Здесь информация оценивается и обобщается. Вторая фаза — обработанная информация пересылается в определенные участки структуры долговременной памяти, где связывается с хранящимся там материалом. Что сопровождается сновидениями в фазе «быстрого сна». Если разбудить испытуемых в фазе медленного сна и спросить, видели ли они сон, то у 80 % ответ будет отрицательным, но испытуемые могут указать, что возникали логические построения, продумывание ситуаций, непосредственно связанных с реальными событиями прошедшего дня. В медленной фазе нет движений глаз, но наблюдается двигательная активность другого рода: снохождение (лунатизм) и сноговорение, когда человек встает с постели и просыпаясь, способен разгуливать по дому, отвечать на вопросы, которые ему задают, но после пробуждения ничего не помнит о своих ночных приключениях. Было обнаружено. Что при высокой нагрузке на зрительный анализатор у человека удлиняется медленный сон; это подтверждает участие медленного сна в процессах переработки информации, поступившей во время бодрствования.
Фаза «быстрого» сна чаще всего сопровождается сновидениями. Сновидения — это регулярно возникающие во время сна субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модельности, отражающие мотивацию и установки индивида. Содержание и степень эмоциональной окраски сновидений, степень «участия» личности в собственных сновидениях связаны с интенсивностью физических сдвигов в «быстром» сне. Характерная для «быстрого» сна активация коры головного мозга относительно больше выражена в правом полушарии, что соответствует преобладанию в сновидениях пространственно-образного мышления. Это тесно связано со своеобразным изменением сознания. В сновидениях отражение объективной реальности и знание о себе как субъекте познания нарушено. Человек не осознает себя видящим сновидение, в результате чего нет и критического отношения к воспринимаемому, даже если оно алогично. В то же время сохраняется нравственная и эмоциональная оценка себя как личности (чувство вины, стыда и т. д.). Переживание и запоминание сновидений в большой степени зависят от особенностей личности и от эмоционального состояния перед сном.
Сюжет сновидений в образной символической форме отражает основные желания и установки индивида. Эти желания и установки как бы всплывают во время сна и служат для символической реализации нереализованных желаний и установок человека (сексуальных потребностей, опасений, тревог и т. д.). Одной из основных функций сновидений является эмоциональная стабилизация. Сновидения разряжают или временно ослабляют очаг возбуждения, возникающий из-за неоконченных дел, неудовлетворенных желаний, тревожных ожиданий и т. д., уменьшая возникшее в течение дня эмоциональное напряжение, вызывая тем самым чувство облегчения и удовлетворения. Тем самым сновидения обеспечивают психологический комфорт.
По мнению 3игмунта Фрейда, сновидения возникают как бы в результате конфликта вытесненных переживаний и бдительного контроля сознания, приобретающего характер «цензуры». В период ночного сна контроль ослабевает, но не настолько. Чтобы неприемлемые мотивы и желания могли осознаваться в их истинном виде, и тогда эти «неадекватные желания» «маскируются» в не понятные для сознания образы сновидений, чтобы таким образом обойти «цензуру».
Согласно гипотезе Френга — Фромма, в сновидениях используются механизмы образного мышления для решения мотивационных конфликтов, которые не удается решить с помощью логического анализа во время бодрствования. А это значит, что сновидения представляют собой механизм психологической защиты и стабилизации человека, благодаря которой человек черпает энергию, необходимую ему для разрешения своих проблем. Сновидения являются своеобразным каналом между сознанием и бессознательным, когда более насыщенное информацией бессознательное способно передавать информацию для сознания. Это особенно четко проявляется в так называемых пророческих снах, в которых содержатся предсказания будущих событий.
Еще одним известным психическим состоянием является персеверация (от лат. perseveratio — упорство) — психическое состояние, состоящее в циклическом повторении или настойчивом воспроизведении, часто вопреки сознательному намерению, какого-либо действия, мысли или переживания.
Персеверации возможны при состоянии острого переутомления или в клинике, при локальных поражениях мозга, вызывающих речевые, двигательные и эмоциональные расстройства. Искусственно вызываемые состояния сознания. С древних времен люди использовали различные приемы и средства, изменяющие состояние сознания: стимулирующие или релаксирующие, изменяющие восприятие или приводящие к галлюцинациям. Одним из таких измененных состояний сознания является медитация. Медитация — особое состояние сознания, измененное по желанию человека. Все виды медитации преследуют одну цель — сосредоточить внимание, чтобы ограничить поле своего сознания настолько, что мозг будет ритмично реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился человек. Есть несколько способов достижения этой цели: можно сконцентрировать внимание на мыслях или физических ощущениях или же практиковать йогу, которая делает акцент на владение телесными позами и дыханием. Во всех случаях мозг начинает все больше и больше синхронизировать свою электрическую активность — чаще всего типа альфа-волн, а иногда тета-волн. Трансцендентальная медитация основана на использовании особого слова — мантры. Мантра, обычно выбираемая «учителем» для ученика, состоит из таких звуков, как О, М, Н, У, которые легко вступают в резонанс с электрической активностью мозга. Человек, удобно сидя или лежа в спокойном, не слишком освещенном месте, закрыв глаза и глубоко дыша через нос, на каждом вдохе произносит мантру сначала громко, потом тише и тише, думая только о слове, которое срывается с его губ, и ни о чем другом. Мантра произносится сначала вслух, а потом про себя до тех пор, пока человек не достигнет состояния полной расслабленности и «чистого сознания», из которого исключены все события и восприятия внешнего мира и которое граничит, по мнению приверженцев, с чувством вечности.
Патологические состояния сознания вызывают с помощью наркотиков и других химических веществ, воздействующих на головной мозг. Эти психотропные вещества могут ускорять передачу сенсорных сигналов либо блокировать или видоизменять, либо мешать некоторым нервным центрам нормально выполнять свои функции. При многократном применении эти вещества вызывают физическую и психическую зависимость, когда человек уже не может существовать без этих веществ. Физическая зависимость возникает вследствие того, что наркотики влияют на нейромедиаторы мозга (это вещества, ответственные за передачу нервных сигналов от одного нейрона к другому в синапсах). Вызывают такое изменение в функционировании нейромедиаторов, что организм не может обходиться без наркотика, и если прекратить его введение сразу, то возникает синдром абстиненции, иногда со смертельным исходом. Психологическая же зависимость выражается в стремлении употреблять наркотик ради удовольствия или чувства удовлетворения, которое он доставляет. Употребление психотропных веществ приводит к развитию толерантности: организм становится устойчивым к их воздействию, и для достижения желаемого эффекта требуются все большие дозы, однако передозировка часто приводит к смерти.
Все это приводит к появлению иллюзий – «путешествий» к «иным мирам» и «встречам» с «небожителями». Однако это не исключает встреч с инопланетянами. Очередное сенсационное заявление по поводу существования внеземного разума сделали недавно ученые Эдинбургского университета. Британцы утверждают, что инопланетные аппараты бороздят космос со скоростью около 30 тысяч километров в секунду. Что всего в десять раз меньше скорости света. При такой скорости аппараты способны быстро — всего за 10 миллионов лет — изучить каждую звездную систему нашего Млечного Пути. Как они развивают такую скорость? Оказывается, с помощью так называемых гравитационных рогаток. Именно такой способ сил притяжения планет Солнечной системы использовали запущенные НАСА в 1977 году аппараты Voyager 1 и 2. А инопланетяне задействовали для разгона не планеты, а две звезды. Почему мы не замечаем эту слежку? И почему инопланетяне не вступают с нами в контакт? У британцев на все есть готовые ответы. Человечество находится на примитивном уровне развития, у нас нет техники, чтобы засечь космические устройства инопланетного происхождения. Причем коварные наблюдатели наверняка принимают меры, чтобы скрыть свое присутствие от «дикарей». Визитеры будут вступать в контакт только с цивилизацией, достигшей определенного уровня технологического развития и интеллекта, до которого человечеству еще тянуться много-много лет. Правда, такая версия вступает в противоречие с доводами уфологов, что инопланетяне давно «свои» на нашей планете. Особенно зачастили на Землю во времена существования древних цивилизаций, например, майя. Этим племенам визитеры даже передали часть своих знаний по математике и астрономии, которые они сохранили до настоящего времени, хотя не имели собственной письменности. Визит к майя инопланетян зафиксирован в наскальной живописи, где изображены ракеты и люди в скафандрах, взлетные полосы для их летательных аппаратов, каменные астрологические календари, пирамиды для хранения определенной информации и т.д. Каким образом эти рисунки могли появиться — пока не разгадано, поэтому уфологии считают это доказательством, что наши предки имели контакт с пришельцами. Они якобы прилетали сюда, чтобы научить землян мудрости.
Верования современных аборигенов Австралии несут на себе печать стадии присваивающего хозяйства, основанного на охоте и собирательстве, им присущ довольно четко выраженный характер стихийно-фетишистской мифологии. Среди них можно наблюдать тотемизм, распространено колдовство, в зародышевой стадии — шаманство, вера в духов, культ племенных покровителей, живущих якобы на небе. Характеризуя верования австралийцев в целом, исследователи сходятся на том, что у них нет веры в существование особого сверхъестественного мира, нет еще раздвоения мира на естественный и сверхъестественный. Момент всеобщего оборотничества очень силен в этих верованиях. Австралиец убежден, что с помощью колдовских обрядов он может непосредственно воздействовать на материальные объекты. В верованиях австралийских аборигенов нет еще умилостивительного культа, нет молитв, а преобладают заклинания, нет еще жертвоприношений, нет святилищ и храмов, нет жречества. Поскольку вера в духов и душу находится только в зачаточном состоянии, то не сформировались еще и представления о загробном мире. Коренные жители Австралии верят в то, что душа умирает вскоре после смерти человека.
Соседние с аборигенами Австралии народы островов Меланезии находятся как бы на ступеньку выше на лестнице общественного развития. До прихода белых меланезийцы не знали металлов, орудия и оружие делали из дерева, шлифованного камня и раковин. Но от присваивающего хозяйства они уже переходили к производящему, основу которого составляло примитивное мотыжное земледелие (выращивают таре, ямс, бананы, кокосовые пальмы и др.), дополняемое в прибрежных районах рыболовством. Жили меланезийцы независимыми друг от друга деревенскими общинами, во главе которых стояли вожди. В них господствовала родовая организация. У меланезийцев был уже сильно развит обмен, особенно между жителями побережья и внутренних областей, а также между островами. Были даже и деньги в виде морских раковин.
В верованиях меланезийцев стихийно-фетишистские представления начинают уступать место стихийно-демонической мифологии. Сверхъестественное у них отличается от естественного. Даже у тех племен, которые по своему образу жизни очень напоминали австралийцев, появляются представления о загробном мире. Правда, эти представления еще очень конкретны, чувственны и телесны. Вот как, например, представляло загробный мир маринд-аним — одно из племен Новой Гвинеи.
Страна мертвых лежит далеко за устьем реки Дигул. Обыкновенные живые люди видят там только ил да мангровые заросли и не могут там жить. Ничего съедобного там не растет, но мертвецов это ничуть не беспокоит: каждую ночь они летают по воздуху на свои старые огороды в страну людей и приносят оттуда столько еды и пьянящих стеблей вати (название местного растения, из которого изготавливаются пьянящие напитки), сколько им нужно. С этим поверьем связан у маринд-аним обычай, запрещающий в течение года после смерти человека брать что-либо с его огорода.
Страна мертвых населена духами, но вид их очень телесен. Молодые мертвецы могут кружиться в дикой пляске, гремя копьями, те же, что умерли старыми, очень слабы и дряхлы, и им, чтобы не рассыпаться, приходится опираться на пальмы. Согласно мифам маринд-аним, простой смертный может еще при жизни посетить страну мертвых. Для этого, чтобы приобрести свойства духа, надо съесть мозг покойника. Чтобы потом стать опять человеком, надо острым осколком раковины нанести себе множество мелких ран на лбу, груди и руках, чтобы выпустить всю дурную кровь, а вместе с ней и то, что делает человека духом. Один человек, рассказывается в мифах маринд-аним, побывал в стране мертвых и благополучно вернулся обратно. Когда об этом узнали духи, они страшно рассердились и стали кидать в этого человека кости мертвецов, рассыпавшихся от ветхости, но так ни разу и не попали.
Исследователи отмечают, что характерными чертами верований меланезийцев являются почитание умерших предков и обычно связанный с ним культ черепов, а также вера в духов умерших и духов природы. Внимание исследователей привлекло широко распространенное у меланезийцев понятие маны. Мана — это сверхъестественная сила, принадлежащая к области невидимого, сама по себе она безлика, но всегда связана с каким-либо объектом, который управляет ею: все духи природы имеют ее, обладают ею и духи умерших, а также и некоторые люди, и поэтому им сопутствует удача.
По мере совершенствования производственной деятельности и системы общественных отношений в сознании людей все более четко мир естественный отделяется от мира сверхъестественного. У полинезийцев, например, у которых разложение первобытного общества зашло столь далеко, что они, по существу, к моменту прихода европейцев стояли на пороге классового общества и создания государства, усложнились и верования. Исследователи отмечают, что в мифологии полинезийцев фигурируют не только духи, но и целый пантеон высших богов. Полинезийские племена создали развитую космогонию и систематизацию мифов. Представления о возникновении мира и земли были у них уже очень сложны: сначала мир был подобен яйцу, в котором были заключены Туму (Творец земли) и Папа (Основание земли), Вселенная состоит из 10 «верхних» миров и 10 «нижних». В одном из этих миров живут люди, в другом, на «второй земле», обитают души предков. Помимо главных богов (Ту, Тане, Тангароа и Ронго) у полинезийцев было большое количество местных богов, к числу которых относились и первые люди — Тики и Хину. Интересно отметить, что в мифах полинезийцев мы встречаемся и с многочисленными сказаниями о подвигах героев. Эти мифы очень напоминают героическую мифологию Древней Греции.
Таким образом, «иной мир» и «небожители» существуют только в воображении человека, эти представления зародились в глубокой древности в виде аналогий с человеческой жизнью и сохраняются в религиозных представлениях.
P.S. Международная группа астрономов потребовала провести кардинальную реформу традиционного деления небесной сферы и ввести 13-й по счету знак зодиака. Нынешняя структура зодиакальных знаков, состоящая из 12 созвездий, основывается на системе, выработанной еще в Древнем Вавилоне. Один из ее основных принципов состоял в том, что Солнце должно находиться в созвездии в день рождения каждого человека, который принадлежит к данному знаку. Однако из-за изменения в течение столетий орбиты движения Земли, сейчас это положение нарушено. В результате возникла необходимость восстановить древнейший принцип раздела небесной сферы в зависимости от местоположения Солнца и добавить 13-й знак зодиака. Он уже получил название Змееносца — по одноименному созвездию. Под новый знак попадают те, кто родился между 30 ноября и 17 декабря. Одновременно сократится количество дней в других знаках, а часть людей будет вынуждена поменять своих «небесных покровителей». О астрологии читайте здесь.

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТОЙ ФОНД ПАМЯТИ ДМИТРИЯ СОЛОВЫХ
ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ГОРОДЕ ОРЕНБУРГЕ ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА БИОЛОГИИ
ОХРАНА ПРИРОДЫ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
III РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ, БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ И НОВЫЕ НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В XXI ВЕК»
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
ОРЕНБУРГ - 2000

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БАКТЕРИОЦЕНОЗА В ПРИСУТСТВИИ ЛИЗОЦИМА ПРЕСНОВОДНОГО ДВУСТВОРЧАТОГО МОЛЛЮСКА UNIO PICTORUM

Соловых Г.Н., Карнаухова И.В., Нефедова Е.М., Устинова Г.М.
Оренбургская Государственная медицинская академия Оренбургский Государственный педагогический университет
Кафедра биологии Кафедра химии

Одним из экологически значимых факторов, принимающих участие в формировании гидробиоценозов, является лизоцим (Багнюк, Закордонец,1983). Исследованиями последних лет показано, что среди различных групп гидробионтов широко распространена лизоцимная активность (Соловых, 1995; Алехина, 1996; Немцева, 1998). Обнаружена продукция лизоцима пресноводными двустворчатыми моллюсками вида Unio pictomm. (Карнаухова, 2000).
Целью настоящей работы являлось изучение возможного влияния препарата лизоцима моллюсков на развитие водных бактериоценозов. В рамках этой цели был поставлен модельный эксперимент с использованием природной воды выступающей в качестве микрокосма.
В две колбы наливали по 45 мл речной воды; в одну добавляли 5 мл стерильной безбактериальной воды (контроль); во вторую 5мл препарата лизоцима моллюсков с активностью, эквивалентной активности яичного лизоцима при концентрации белка 1 мкг/мл. Для определения исходной численности микроорганизмов посев проводили из опытных и контрольных колб (исход). Колбы выдерживались при 20-25°С. В первые сутки высев на чашки с МПА производили каждые 4 часа; в первую неделю - каждые сутки; а далее высев производили раз в неделю.
В течение первых четырех часов в контроле наблюдалось падение численности, а далее отмечался рост популяции и спустя 12 часов фиксировали первый пик (3550 КОЕ/мл). Следующий пик был зафиксирован в контроле на третьи сутки, обсемененность воды составила в этом случае 3500 КОЕ /мл.
В опыте падение численности фиксировали на протяжении 8 часов, а первый и единственный пик наблюдали только через сутки (1907,5 КОЕ/мл) от начала эксперимента. В дальнейшем численность сапрофитов в опытной пробе резко уменьшалось до 25-55 КОЕ/мл и поддерживалась на этом уровне, на протяжении всего эксперимента.
В результате проведенных исследований выявлено, что препарат лизоцима моллюска U. pictorum проявляет угнетающее действие в отношении водной сапрофитной микрофлоры, которое проявляется уже в начальной стадии эксперимента. (с. 54-55).


ВЛИЯНИЕ ЭКСТРАКТОВ ВОДНЫХ РАСТЕНИЙ НА РОСТ МИКРООРГАНИЗМОВ

Устинова Г.М.
Оренбургская государственная медицинская академия (научный руководитель - д.б.н., профессор Г.Н. Соловых). Региональная научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов, ч. 2, сборник материалов, Оренбург, 2005.

Несмотря на то, что между растениями и микроорганизмами существует ряд сложных взаимодействий, следует отметить, что значение питательной ценности, антагонистических и стимулирующих свойств растений для роста и развития микроорганизмов еще мало изучен.
Среди биологически активных веществ, синтезируемых и накапливаемых растениями, известны таки классы природных соединений как алкалоиды, терпеноиды, фенольные соединения и их гликозиды, полисахариды, витамины и минеральные вещества, которые могут влиять нарост микроорганизмов.
Поэтому целью настоящей работы явилось изучение влияния биологически активных веществ водных растений на рост микроорганизмов. Для эксперимента брали навески растений (Hydrocharis morus-ranae, Salvinia natans, Ceratophyllum demersum) и готовили из них водный экстракт, который вводили в состав питательной среды (МПБ). Действие водных экстрактов растений на группу микроорганизмов (Micrococcus lysodeikticus, Staphylococcus epidermidis, Echerichia coli, Coryne bacterium diphteriae, Bacillus sub tills) определяли методом серийных разведений на жидкой питательной среде. Планшеты помещали в термостат с температурой оптимальной для данной культуры. Через 18-20 часов культуры окрашивали тетразолем и оценивали результат.
На жидкой питательной среде (МПБ) экстракт Hydrocharis morus-ranae оказывал ингибирующее действие на: St. epidermidis (во всех разведениях); Е coli (в разведениях от 1/2 до 1/8); М. lysodeikticus (в разведениях от 1/2 до 1/4); Cor. diphteriae (в разведениях от 1/2 до 1/4). На B. subtilis экстракт действовал как стимулятор роста, культура росла во всех разведениях (чем выше концентрация экстракта, тем интенсивнее рост бактериальной культуры).
В ходе серийных разведений на МПБ экстракт Salvinia natans действовал как стимулятор роста на St epidermidis (во всех разведениях). Культуры М. lysodeikticus, Cor. diphteriae и В. subtilis начинали расти с разведения 1/8, а Е. coli с 1/16, то есть на эти культуры в высоких концентрациях экстракт действовал как подавитель роста.
Экстракт Ceratophyllum demersum на исследуемые культуры не оказывал никакого действия. Все исследуемые культуры росли во всех разведениях, так же как и в контроле.
В результате эксперимента нами было обнаружено различное действие экстрактов водных макрофитов на исследуемые культуры. Все культуры оказались не чувствительными к экстракту Ceratophyllum demersum, а остальные экстракты макрофитов оказывали ингибирующее действие на культуры в разных разведениях. Экстракт Hydrocharis morus-ranae полностью подавлял рост St. epidermidis во всех разведениях, то есть являлся ингибитором, а на рост В. subtilis экстракт действовал как стимулятор роста, чем выше концентрация экстракта, тем интенсивнее рост бактериальной культуры.
Таким образом, полученные авторами данные позволяют предположить возможность выделения из растительного сырья сильнодействующих стимуляторов и ингибиторов роста микроорганизмов, влияние которых проявляется в малых концентрациях. (с. 27-28).

Хостинг от uCoz