Газета в сети
Начало

Погребения


Германское издательство LAP LAMBERT Academic Publishing (LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: AV Akademikerverlag GmbH& Co. KG) предлагает книгу на русском языке "Необъяснимое-объяснимо" (ISBN: 978-3-659-28114-3, цена - 49 ЕВРО), автор - Тихомиров Андрей Евгеньевич, аннотация на обложке "Необъяснимое становится объяснимым тогда, когда человек с помощью науки может выявить причины возникновений тех или иных событий, фактов, когда он стремится к пониманию сложных и как будто бы непостижимых явлений. Но постепенно явления окружающего мира становятся понятными, когда осознаются причинно-следственные связи явлений и событий окружающего мира. Природа для человека есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Ее явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к людям. Их исследование поэтому сводится к столь же бесстрастному расчленению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное. Все в природе жестко сцеплено причинной обусловленностью и закономерностями. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение — главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию. То есть такой познавательной процедуре, в которой мы можем как бы поставить себя на место другого и «изнутри» почувствовать и пережить какое-либо историческое событие, религиозное откровение или эстетический восторг. При этом жизнь человеческая не сводится полностью к рациональным началам. В ней всегда есть место и иррациональному — порывам и движениям души".
Заказать книгу: https://www.morebooks.shop


Погребения (похороны) - обычаи, связанные с различными способами захоронения трупов и выражающие отношение людей к умершим и к смерти. Большое разнообразие погребальных обычаев у разных народов определяется условиями быта, традициями, религиозными представлениями людей о смерти и т. д.
Археологическими исследованиями установлено, что люди хоронили мертвецов в ямах и в пещерах уже в каменном веке, в среднем и позднем палеолите. Погребения на стоянках обнаружены на территории всего земного шара. Эти погребения выражали уже известную форму заботы об умершем, проистекавшей из объяснения первобытным человеком явления смерти, как сна, и из начавших зарождаться религиозных верований.
Со временем вера в загробную жизнь породила в первобытном обществе двойственное отношение к умершему: с одной стороны, заботясь о нём, его украшали, одевали в особый костюм, оставляли ему пищу, орудия, оружие, иногда и средства передвижения (сани, лодку и т. д.); с другой стороны, опасаясь покойника, старались его обезвредить и помешать его возвращению: труп иногда связывали в скорченном положении (сидя, полулежа), выносили через специально сделанное отверстие. Покойников осыпали красной охрой, символизирующей кровь, таким образом, стремясь к формированию его загробной жизни.
Помимо наиболее распространённого захоронения в землю (могильник, некрополь), с эпохи бронзы известно сожжение трупов. Могильник — место многих могил, погребений, захоронений. Могильники Древнего Востока, Греции, Рима известны под названием некрополей. Для христианских могильников обычно применяется термин кладбище. В широком смысле слова к могильникам относятся как курганные погребения с насыпью, состоящей из земли или камней, так и погребения без сохранившихся насыпей, т. н. грунтовые могильники. Термин «могильник» правильнее применять к этим последним. Древнейшие могильники, сооружавшиеся в палеолите и неолите, представляют собой грунтовые могильники с трупоположениями.
Обряд трупоположения сохранялся и в позднейшие эпохи. Начиная с бронзового века в Европе и Азии известны могильники, состоящие только из трупосожжений. В эпоху железа существовали могильники со смешанным обрядом погребений (т. е. содержащие как трупоположения, так и трупосожжения).
Это особенно заметно в грунтовых могильниках и курганных группах галтштатской культуры в Западной Европе, в некрополях греков и римлян (всюду, где обитали эти народы), в погребениях; ананьинской культуры Прикамья.
У европейских народов после сожжения покойника прах погребался в землю (поля погребений, лицевые урны); у некоторых народов Средней Азии — помещался в миниатюрные гробики (оссуарий), устанавливавшиеся в особых помещениях (наус). Индуисты и в настоящее время сжигают трупы на кострах, и прах бросают в воду. Некоторые народы (напр., в Океании) помещали труп в лодку и спускали её на воду. Австралийцы, североамериканские индейцы, некоторые народы Сибири оставляли труп на воздухе (на деревьях, помостах). Парсы и сейчас оставляют трупы в особых башнях на съедение птицам, т. к. огонь и землю они считают священными стихиями, которые нельзя «осквернять» прикосновением трупа.
С распадом первобытнообщинного строя обряды погребения резко дифференцировались: для погребения племенных вождей, князей и шаманов, а позже жрецов и царей был выработан сложный ритуал, культ предков перерос в культ умерших царей и высшего жречества. Вера в то, что душа будет существовать, пока сохраняется тело, породила обычаи консервации трупа (копчение у австралийцев, мумификация у древних египтян и инков), а также создания портретных изображений в виде погребальных масок, надгробных фигур и т. д. В честь умершего на могилах насыпались искусственные холмы (курганы), возводились гробницы, египетские пирамиды, строились заупокойные храмы, часовни. Для умилостивления духа умершего властителя ему приносили жертвы: убивали рабов и жён, закалывали скот, коней (у скифов, у древних славян, в африканских государствах Бенин, Уганда). Над могилой устраивались пиршества и игры (поминки).
У современных народов распространены как захоронения в землю, так и сожжения трупов (кремация). Церковь придаёт очень важное значение религиозным обрядам погребения, внедряя в сознание верующих, что это необходимо для «спасения» в «загробном мире». Ритуальные погребения приносят огромные доходы служителям культа всех религий. Церемония гражданских похорон выражает любовь и уважение к умершему, почитание его заслуг перед обществом.
Захоронения в мусульманских странах и в Израиле связаны с тем укладом, который зародился в жарком климате Аравии, откуда родом ислам и иудаизм. Быстрое захоронение, чтобы труп не разложился от жары, отсутствие гробов, т.к. в Аравии нет деревьев, из которых можно было бы сооружать гробы. С этим также связан отказ от употребления свинины – свинья считается нечистым животным, нет речек и озер, свинье негде остудиться, она лезет в нечистоты.
Погребальный культ, погребальные обряды - одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя сложный комплекс представлений: человек после смерти продолжает вести тот же образ жизни, что и до нее; его душа (дух) либо остается среди живых, либо отправляется в особую страну мертвых (загробный мир), но и в том и другом случае сохраняет способность влиять на дела своих живых соплеменников; непреодолимой грани между миром живых и миром мертвых нет,
и каждый умерший может вновь вернуться в мир живых, воплотившись в кого-либо из новорожденных членов рода (племени). Погребальный культ существует у всех народов мира и во всех религиях. Он включает в себя уничтожение трупа (сжигание, закапывание, воздушное или водное погребение, рассечение, выбрасывание, оставление на съедение животным или птицам, эндоканнибализм – поедание внутренностей) или частичное его сохранение (мумификация, хранение черепов или высушенных голов), воздвижение надгробных сооружений (курганов, срубов, склепов, мавзолеев и т. д.), жертвоприношение, поминальную трапезу, траур по покойному и связанные с ним запреты.
Возникновение погребального культа относят к эпохе верхнего палеолита. Он вошел как составная часть в поздние религиозные системы, в которых отчетливо видны следы ранних верований. Таковы, напр., в православном погребальном обряде поминальные блины и кутья, трапеза на могиле умершего на радуницу и в другие дни особого поминовения усопших. У ряда народов особое развитие получили лишь отдельные стороны погребального культа.
Обряд погребения на Руси. Особое место среди языческих обрядов занимал обряд погребения. На протяжении длительного периода сильно колебалось соотношение двух основных видов погребального обряда - трупоположения и сожжения. Первобытное погребение скорченных трупов, которым искусственно придавалось положение эмбриона в чреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего и хоронили подготовленным к этому второму рождению. Праславяне еще в бронзовом веке поднялись на новую ступень и отказались от скорченности. Вскоре появился совершенно новый обряд погребения, порожденный новыми воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь в каком-либо другом существе (звере, человеке, птице), а перемещается в воздушное пространство неба.
Культ предков раздвоился: с одной стороны, невесомая, незримая душа приобщалась к небесным силам, столь важным для тех земледельцев, у которых не было искусственного орошения, а все зависело от небесной воды. С другой стороны, благожелательных предков, "дедов", необходимо было связать с землей, рождающей урожай. Это достигалось посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки над погребением модели дома, "домовины". Много времени спустя, в 9 - 10 вв. н. э., когда уже сформировалась Киевская держава, среди некоторой части русской знати в третий раз появился обряд простого захоронения без сожжения, что произошло, по всей вероятности, под влиянием возобновившихся связей с христианской Византией. Но как только началась многолетняя война с империей, великокняжеское окружение подчеркнуто вернулось к кремации. Курганы эпохи Святослава, преследовавшего христиан, были грандиозными сооружениями на высоких берегах рек, погребальные костры которых должны были быть видимы в радиусе около 40 км, т. е. на пространство четырех - пяти тысяч квадратных километров!

А. Тихомиров

Хостинг от uCoz