Газета в сети
Начало

Пирамидальная структура (аналитическая статья)


Германское издательство LAP LAMBERT Academic Publishing (LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: AV Akademikerverlag GmbH& Co. KG) предлагает книгу на русском языке "Необъяснимое-объяснимо" (ISBN: 978-3-659-28114-3, цена - 49 ЕВРО), автор - Тихомиров Андрей Евгеньевич, аннотация на обложке "Необъяснимое становится объяснимым тогда, когда человек с помощью науки может выявить причины возникновений тех или иных событий, фактов, когда он стремится к пониманию сложных и как будто бы непостижимых явлений. Но постепенно явления окружающего мира становятся понятными, когда осознаются причинно-следственные связи явлений и событий окружающего мира. Природа для человека есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Ее явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к людям. Их исследование поэтому сводится к столь же бесстрастному расчленению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное. Все в природе жестко сцеплено причинной обусловленностью и закономерностями. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение — главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию. То есть такой познавательной процедуре, в которой мы можем как бы поставить себя на место другого и «изнутри» почувствовать и пережить какое-либо историческое событие, религиозное откровение или эстетический восторг. При этом жизнь человеческая не сводится полностью к рациональным началам. В ней всегда есть место и иррациональному — порывам и движениям души".
Заказать книгу: https://www.morebooks.shop


Человечество многие миллионы лет существует на Земле, но те или иные вопросы остаются вечными: «Зачем мы живем? Кто мы такие?». Ответа так и не находит. Поколения сменяют поколения, но одни и те же проблемы встают перед людьми. Богатство и бедность, алчность и справедливость, обман и открытость. Человечество, это часть животного мира, мира существ, которые мыслят, двигаются, борются. Законы всего живого едины для всех: растения, животные, люди развиваются по единому ритму: пища, отдых, продолжение рода, только различными путями и способами. Среди этого разнообразия есть и свои специфические законы.
Образно показывая сущность любого общества или человеческого или животного, можно изобразить одно из самых древних сооружений, построенных человечеством, это - Пирамида. На вершине находится самый сильный клан животных или людей, обладающих силой, властью, богатством, могуществом. Далее идут кто послабее, кто менее знатен, менее богат, но их число уже побольше и так далее. Опускаясь к основанию пирамиды все более и более, встречаешь бедных и обездоленных, слабых и бедных, число их несоизмеримо больше.
Чем более неустойчива пирамида, чем более она вытянута, тем более неустойчиво общество. И наоборот, чем менее вытянута пирамида, тем более лучше и живет данное общество.
Постоянно развиваясь и совершенствуясь, создавая огромнейшее разнообразие животного, растительного мира, природа приспосабливала эти организмы к жизни на Земле. В борьбе за существование, которая вечна, оставались жить лишь наиболее сильные, выносливые, приспособленные организмы. В течение многих миллионов лет существования жизни на Земле выделилось огромное количество видов, подвидов и разновидностей организмов, приспособленных к жизни на планете. «Венец творения» человек, наиболее приспособленный и хитрый организм, постепенно стал использовать свои преимущества перед другими живыми организмами. Огромное влияние на человека оказал климат. Постепенно расселяясь на огромные территории на Земле, и сталкиваясь с различными трудностями, люди учились лучше приспособиться к жизни. В одиночку прожить в древнюю эпоху было невозможно, люди жили стадами. Медленно, но непрерывно совершенствовались орудия труда, мышление и язык. В живых оставались племена,
обитающие в более выгодных условиях. Иерархия со своими вождями, вожаками, подчиненными сохранилась и укрепилась в древнейшие времена, так же как и в животном стаде. Выделяются несколько видов обезьянолюдей, являющихся промежуточным звеном от животного состояния к современному облику человека, хотя грань очень зыбка. Все свойственное животному осталось в той или иной форме у человека, это - страх, агрессивность, доброта, привязанность, страсть, ненависть, жадность, коварство. Все они есть, как и у животных, растений, насекомых, так и у людей, только проявление их различаются. Бесконечные войны за территории, власть, богатство неизбежно давали преимущества одним народам, других приводили в состояние упадка. Пирамидальная структура как внутри одного общества, так и в целом мире непоколебима. Попытки уничтожения ее предпринимаются постоянно, на протяжении всей истории человечества, но безуспешно. Построение того или иного «общества всеобщего благоденствия» приводили на вершину ту или иную группировку, сама пирамида приобретала ту или иную структуру.
Законы общественного развития: Борьба за существование. Броуновское движение (хаос) вследствие влияния окружающей среды и ведущее к временному упорядочению, затем снова хаос. Основа: биологические и физико-химические законы.
Законы общественного развития базируются на пирамидальной системе. «Броуновское движение» в пирамидальной системе происходит вследствие влияния окружающей среды и ведет к временному упорядочению.
Фактически пирамидальная система базируется на теории социального дарвинизма.
Социальный дарвинизм рассматривает биологические принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных организмов как определяющие факторы общественного развития основные представители: Г. Спенсер, Ж. В. Лапуж, Л. Вольтман, У. Беджгот, Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, У. Г. Самнер, А.В. Смол, Э. Ферри и другие.
Дарвин, знаменитая книга которого стала важнейшим научным трудом XIX столетия, привнес в науку идею естественного отбора в процессе эволюции, которая быстро была переведена на язык социологии и стала означать неизбежность борьбы за выживание не только между отдельными индивидами в обществе, но и между социальными группами, нациями и расами.
Признанным отцом “социального дарвинизма” был Г. Спенсер, это он ввел в оборот такие всем известные ныне выражения как «борьба за выживание» и «выживает сильнейший». Он воспринял от Ч. Дарвина теорию процесса изменений в эволюции организмов и применил ее в отношении к общественным наукам. Его идеи включали в себя отрицание необходимости социальных институтов и вмешательства государства в жизнь общества в целом.
В идеальном обществе, полагал Спенсер, не будет социального законодательства, регулирования экономики — ничего, что мешало бы естественному развитию событий.
В отношении Соединенных Штатов у него была особая теория. Он как-то сказал: одна из истин биологии состоит в том, что случайное смешение различных арийских народов “…произведет более сильный тип человека нежели тот, который существовали до сих пор… Я думаю… американцы имеют основания ожидать наступления времени, когда они создадут самую великую цивилизацию из тех, что знал мир”.
Понятно, что теория о естественности гибели слабых и возвышении сильных импонировала американским расистам в эпоху бурного экономического роста Америки. Однако, как замечает исследователь этого вопроса Т. Госсет, они не могли использовать его ламаркизм. Спенсер следовал Ламарку, в отличие от Дарвина считая, что приобретенные в процессе развития организмов характеристики могут наследоваться. Это значило, что теоретически представители любой нации могут «приспособиться»: смешаться с более высокой расой и, таким образом, улучшить свойства своей расы в целом. Однако, как и многие его оппоненты, Спенсер не подвергал сомнению понятие расы, он был убежденным расистом и “применял свои расистские идеи везде, где не находилось другого готового объяснения”.
Самым выдающимся учеником Спенсера в США был У. Г. Самнер, профессор политологии Йельского университета. Расовая теория играла сравнительно малую роль в учении Самнера: интеллектуальные сражения со сторонниками экономической реформы отнимали большую часть его энергии. Однако и он не был эгалитаристом в расовых вопросах, принимая идею о «низших» и «высших» расах. Известно его фаталистское высказывание: «Человек может проклинать судьбу за то, что он рожден среди низшей расы, но он так и не получит ответа с небес о причине своих злоключений».
В тот период в Америке было распространено патерналистское отношение к «низшим» народам как к «младшим» братьям. Поскольку развитие наций сравнивалось с развитием живых организмов, считалось, что нации проходили стадии детства, юности, зрелости и старости. Более «зрелые» нации, таким образом, превосходили «юные» и «дряхлые» по многим показателям. Таким образом, социал-дарвинизм, не будучи единым течением, усвоил дарвиновские постулаты о естественном отборе в процессе эволюции живого мира и перенес их на почву социологии. В трудах Спенсера, Самнера и других ученых, наряду с идеями социал-дарвинизма, сохранялся старый расистский подход, исповедовалась иерархия рас. Конечно же, англо-саксонская раса занимала в этих учениях привилегированное место.


А. Тихомиров


"Сборник статей 2014 года"
В сборник вошли все ранее опубликованные статьи Тихомирова Андрея Евгеньевича 2014 года. Тематика: история, политика, экономика, необъяснимое-объяснимо. Индоевропейцы - огнепоклонники. Оренбург, 2015 г. ISBN: 978-5-600-00901-1
Заказать книгу:orenburgerallgemeine@gmail.com






Интернет-журнал "Кругозор" - независимое интернет-издание

Журнал «Кругозор»
сентябрь '14
МИФЫ И РЕАЛИИ

ДРАКОНЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЭТНОСЕ НАРОДОВ

Змей Горыныч - не пустая выдумка

Андрей Тихомиров; Галина Тихомирова

"Сказка - ложь, да в ней намек..." Эта поговорка воплощена в реальной жизни. Животные, растения, предметы и явления окружающего мира обожествлялись в древности, носили сакральный характер и потому в сказках все они говорят, двигаются, извергают пламя, молнии и т.д. Считается, что драконов (Змей Горынычей) не существовало, что они были выдуманы в далёкой древности.

ВЫДУМКА ВОЗНИКЛА НЕСПРОСТА

Но известно, что люди архаического времени просто так ничего не выдумывали, а что видели и слышали, про то и говорили, и передавали из уст в уста, что и становилось народной сказительной традицией (сказки, мифы, баллады, саги и др.).

Если посмотреть на иконы, изображающих борьбу героев с драконами, можно разобрать, что драконы имеют лапы, тело, покрытое чешуей, различные чешуйчатые покрытия и наросты. И по сей день существуют летучие драконы (Draco), способные к планирующему полету благодаря кожным складкам по бокам тела, поддерживаемыми 5-7 сильно удлиненными ложными ребрами. Способность к планирующему полету свойственна и некоторым гекконам.

Георгий Победоносец - христианский святой, в образе Георгий Победоносца обнаруживаются черты древнегреческого героя Персея - победителя чудовища (возможно крупного варана или игуана), которые слились с чертами египетского бога Гора, персидского Митры и других земледельческих богов. Церковная легенда рассказывает о чудесах святого, в том числе о победе его над драконом. На Руси он часто изображался на печатях, затем на государственном гербе. Для многих земледельческих народов скифский народ со "звериным стилем" украшений (драконами, грифонами, змеями и змеевидными богинями) был змеиным народом и образно изображался Змием, требующим дани и жертв. Тема "змееборства" - одна из самых древних и распространенных тем мирового фольклора, это индийские Веды, египетский миф о борьбе Гора с Сетом, Зигфрида в древнегерманском эпосе, в Древней Руси создание Змиевых валов.

В древности драконы, как и остальные животные, обожествлялись, о них слагались сказания, к примеру, русская былина "Добрыня и Змей", где богатырь возле логова змеи первым делом топчет малых змеенышей и лишь затем начинает битву с драконом. В том, что новорожденные дракончики еще не умеют летать и какое-то время перемещаются с родителями, нет ничего удивительного. Довольно большое количество живых существ (пауки, клоп-водомерка, некоторые птицы) не бросают подрастающее поколение на произвол судьбы, а носят его на собственной спине. Если на спине у дракона будет сидеть несколько штук его детенышей, то стоящий на земле наблюдатель увидит чудовище со многими головами, отсюда появился Змей с семью головами.

А вот описание среди прочих чудовищ и гигантского змея-дракона, с которым герои арабского эпоса столкнулись в одной долине: "...они вдруг увидели на земле какую-то тварь с хвостом длиной в двадцать локтей. Она походила на змею и была такая толстая, что ее не могли бы обхватить двадцать человек, а для переноски ее понадобилось бы не меньше пяти верблюдов. Из ноздрей этого чудовищного змея валил густой дым, а из пасти вырывалось пламя и разлетались искры, потому что он был злобного и свирепого нрава. А еще из его пасти торчали длинные клыки, а на голове и на спине топорщились длинные клочья волос, а глаза сверкали, подобно факелам. Ползая, это чудовище высовывало свой раздвоенный язык... Цветом змей был черен с серыми пятнами, а формой был подобен огромному куполу. Он сжигал на своем пути все зеленые травы и растения, а если разворачивался во всю длину, то самая широкая дорога становилась для него тесной". (Сират Антара).

Древнейший героический якутский эпос "Олонхо" рассказывает о бое Нюргуна Боотура с владыкой подземного мира - Змеем: "Ощетинился огнедышащий змей, Ощутив внезапный удар, Когда в широкую спину его, В кованый медный щит Трехгранное стальное копье Грянуло с высоты. Увернулся проворно змей, Оскалился зарычав; Мимо скользнуло копье По медной толстой броне. Победное громовое копье Стоймя глубоко впилось В стонущее свирепое лоно Кровавой долины той Гибельного преисподнего дна. И отпрянуло вверх копье, И ринулось неотвратимо опять Прямо в грудь Огнедышащего адъарая (якут. "огнедышащий змей") О восьми ветвистых ногах. Заревел меднотелый змей, Судорогой нервов спинных Скрученный, завопил. С оглушительным треском взорвался он… Нюргун Боотур:… За великие преступленья твои Я, как прорубь широкую В толстом льду, Дыру в твоем темени продолблю, Как отверстье в столбе ворот, Рогатиной шею твою пропорю, Шейный твой позвонок рассеку! Я из клетки твоей грудной Вырву черную печень твою, Воротную вену твою разорву Окровавленной рукой! Многожильное сердце твое, Непомерно жестокое сердце твое Исторгну я из тебя! Я до локтя мокрой своей рукой Залезу в утробу твою, Железный твой нерв спинной, Как струну, Медленно буду тянуть... Те слова, Что ты матери не сказал, Я заставлю тебя сказать! Покамест Нюргун Боотур говорил, Покамест от ярости боевой Взбухали его бока, Вдруг невесть откуда взялся Трехголовый огнедышащий змей. Как курительной трубки чубук Обтягивают ремешком, Он Нюргуна обвил, обкрутил От лодыжек кряжистых ног До гордого яблока горла его, До вздувающейся шеи его. Будто железом полосовым, Со скрежетом огненный змей Толстыми кольцами оковал Тело богатыря; Раздвоенными языками, Семисаженными языками, Как бичами, щелкая, зарычал, Так, что подземный каменный лес Отгулом загрохотал, Так, что недрами трех Преисподних бездн Дрогнул Нижний гибельный мир... Оглушительно зычно Змей заревел…".

ДРАКОНЫ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ...

Интересно, что на Балканском полуострове в подземных водах и поныне существует "дракон-ольм", европейский протей (Proteus anguinus), который, по средневековым преданиям, временами выползает из недр земли и приносит бедствия. Этот дракон действительно всю жизнь проводит под землей, а в реках, выходящих на поверхность земли, встречается чрезвычайно редко и только после очень сильных ливней, когда этих драконов (протеев) выносит из пещерных рек бурными потоками. Конечно, в ходе эволюции эти существа претерпели некоторые изменения, в том числе и ростовые показатели и стали не такими опасными.

Героическое сказание каракалпаков "Шарьяр" рассказывает о битве юного батыра Шарьяра с драконом: "…А ущелье гудит, гудит, Воет ветер, колюч, сердит, Осторожно едет батыр И вперед напряженно глядит. Вдруг сквозь мутную полумглу Видит он большую скалу: Неприступна она, крепка, Мрачно вздыбилась на пути, Всю теснину заняв почти, - Не проехать и не пройти. И уродлива, и кругла, Как громадная голова, Эта вздыбленная скала - Весь проход собой заперла: Видно, здесь, в ущелье глухом, Спит давно беспробудным сном Вся покрылась осклизлым мхом. Неужели вернуться назад? Но найдется ли путь другой? Отступать при виде преград не привык смельчак молодой. И такая досада взяла, Так душа запылала огнем, Что в скалу тяжелым копьем Богатырь ударил со зла! И тогда загудела скала, Как гудит раскаленный котел, И тогда засопела скала, Как сопит разъяренный вол, И тогда захрипела скала. Легкий трепет по ней прошел. Оживать скала начала - Тяжко морщиться начала И топорщиться начала, Приоткрыла громадный глаз. И рокочущий, злобный рев, Ненасытный, утробный рев Стены каменные потряс. Захлестал из раздутых ноздрей Обжигающий суховей, - Заслониться щитом успел, Отбежал батыр поскорей, Слишком поздно заметил он, Что за чудище встретил он: Неужели случилась беда, Перед ним Аждарха-дракон? Так и есть! Это злой Аждарха Всей земли беда и позор, Порожденье зла и греха, Царь драконов, владыка гор! Крепко спал дракон, а теперь Пробужден исполинский зверь. О громадном чудище том С пастью льва, горбатым хребтом И змеиным длинным хвостом Слышал с детства батыр не раз: Беспощаден этот дракон, Кровожаден этот дракон, У него единственный глаз, Но зато семь тысяч клыков, А клыки острее клинков, Семь десятков тысяч бойцов Погубил он за семь веков, Горы служат ему жильем, Он людей сжигает огнем - Вот дракон Аждарха каков!... Бьет в лицо ядовитый пар, И становится нечем дышать, И от жгучих бичей огня Начала раскаляться броня. А в глазах - ослепительный зной, А в ушах - оглушительный гул, Клочья кожи сползают с рук, С обожженного лба и скул, Но, от боли зубами скрипя И от ненависти кипя, Свирепея от лютых мук, Задыхаясь, бранясь, хрипя, Словно факел живой, вперед Прямо в пламя герой идет. И, почувствовав, что вот-вот Будет заживо он сожжен, Будет чудищем побежден, Наземь замертво упадет, Сделал воин последний шаг И последние силы напряг, И тяжелым копьем взмахнул, И дракону в громадный глаз, В омерзительный, жадный глаз, Беспощадный, злорадный глаз С хриплым криком копье метнул! Тут такой оглушительный вой Ослепленный издал дракон, Будто был стрелой громовой В сердце самое поражен, И не смог устоять герой: Ревом яростным оглушен, Вихрем огненным обожжен, Чувств и сил последних лишен, Повалился на камни он - Наземь грянулся, не дыша, И казалось, уже навсегда Распрощалась с телом душа…".

Почти во всех сказаниях о драконах они извергают пламя, их кровь черная. Все это можно объяснить исходя из физиологии класса Пресмыкающиеся. Выделение различных пахучих веществ известно у пресмыкающихся, змеи и ужи при опасности выделяют пахучие вещества с различными запахами. Мускусные черепахи, крокодилы и другие пресмыкающиеся в случае опасности выделяют с помощью мускусных желез особый секрет - мускус, находящийся сзади и сбоку под панцирем (у черепах), в глубоком слое кожи на нижней поверхности головы, внутри от ветвей нижней челюсти, а также по бокам клоаки (у крокодилов). Кроме того, современные крокодилы имеют строение черепа диапсидное - две височные дуги, которое имели и вымершие динозавры, крылатые ящеры, современные клювоголовые (гаттерия), и от этого типа черепа происходит череп птиц, ящериц и змей.

Мускус крокодилов представляет собой секрет коричневатого цвета с сильным запахом мускуса, содержит белки, жиры, липоиды (главным образом холестерин), различные соли. При возбуждении, испуге мускус выделяется сильнее, сравните с "черной кровью" и зловонием драконов в былинах. При взаимодействии с выдыхаемым углекислым газом в интенсивном режиме (в битве с героем) может воспламеняться. Отсюда и огнедышащие драконы. Углекислый газ (двуокись углерода) является продуктом обратного метаболизма животных организмов и выделяется ими при дыхании, при большой концентрации воспламеняется. У животных в выдыхаемом воздухе содержание кислорода уменьшается, а количество углекислоты увеличивается. При высокой температуре, закрытом пространстве (например, битва героя с драконом в пещере) и усиленном дыхании образуется горючая смесь паров с воздухом, быстро затухающая, если нет повторного выдоха, что и наблюдается в сказаниях о битве с драконами.

То есть в народном эпосе, исходя из различных деталей о жизнедеятельности драконов, можно утверждать, что рассказывается о реальных событиях. Современные крокодилы и черепахи, другие пресмыкающиеся на это неспособны, так как объем выделяемых ими газов и мускуса крайне мал для того, чтобы воспламениться.

В Японии и в Китае и по сей день проходят различные драконовые празднества, когда группа людей носят на шестах длинное тело неких мифических существ, которые напоминают различных глубоководных рыб существующих и по сей день. В частности, тактостома  (Tactostoma macropus), хаулиода (Chauliodus sloanei), галатеатаума (Galatheathauma axeli) и др., которые были обожествленные из-за их способности генерировать электрический ток и разряды. Электрические органы этих рыб состоят обычно из преобразованных частей мышц и построены по принципу вольтова столба. У некоторых рыб они генерируют сильные, оглушающие добычу или отпугивающие врага разряды постоянного тока напряжением до 100, 200 и даже 650 вольт и силой около 2 ампер (т. е. мощностью свыше 1000 ватт). Взаимосвязи в поведении рыб - "язык" рыб - осуществляются в значительной мере зрительными и слуховыми восприятиями. Рыбы сигнализируют друг другу о наличии пищи, об опасности, угрозе, готовности к нересту. Такие сигналы подаются позами и движениями, соответствующей окраской и световыми вспышками (у глубоководных рыб), выделением химических веществ, созданием электрических полей, звуками. Человек в древности через свои движения, танцы тоже передавал информацию соплеменникам.

Согласно современным научным исследованиям дату геологической катастрофы, которую считают причиной одного из массовых вымираний видов динозавров, удалось определить с невероятной точностью. Ранее считалось, что это событие произошло 225 млн. лет назад, причем ученые допускали отклонение по времени до 3 млн. лет. Теперь определена новая дата. Причем  точность улучшена до 15-20 тыс. лет, что считается фантастическим результатом. Глобальная геологическая катастрофа, произошедшая более 200 млн. лет назад, разорвала суперматерик Пангея и привела к образованию Атлантического океана. Ученые полагают, что катаклизм планетарного масштаба произошел 201 млн. 560 тыс. лет назад, плюс-минус 20 тыс. лет. Повысить точность определения возраста геологических образований удалось, проанализировав редкие кристаллы циркона, образовавшиеся при воздействии лавы на базальт.

Идентичные по своей структуре геологические образования были обнаружены на побережье Марокко, в Нью-Джерси и Новой Шотландии, геологи полагают, что эти участки суши ранее были одной местностью. О том, что в качестве метки был использован входящие в циркон радиоактивные изотопы урана, рассказал Пол Олсен (Paul Olsen) из Колумбийского университета. Зная период полураспада этих элементов, геологи смогли провести необходимые вычисления. По версии исследователей, к массовому вымиранию в этот период привела высокая вулканическая активность, которая фактически удвоила количество углерода в атмосфере. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

О ЧЁМ ГОВОРИТ ВОРОНЕЖСКАЯ НАХОДКА

В Воронежской области в 2008 году обнаружен скелет необычного существа. Работая на огороде, жители наткнулись на огромные кости. Находку тут же передали местным краеведам, которые сделали сенсационное заявление: динозавры этого вида жили 50 тысяч лет назад. Однако это противоречит официальной науке, по которой динозавры вымерли не тысячи, а миллионы лет назад.

О том, что люди и динозавры жили в одно и то же время, наталкивают нас артефакты, найденные близ мексиканского городка Акамбаро. Здесь во второй половине прошлого века местный любитель древностей, выходец из Германии Вальдемар Джульсруд собрал коллекцию странных керамических статуэток. В 1944 году во время прогулки по склону холма под названием Эль-Торо, у подножия которого расположен Акамбаро, он наткнулся на торчащие из земли фрагменты керамики. Количество найденных предметов составляет десятки тысячи артефактов, изображавших динозавров и других реликтовых животных! Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды: игуанодон, тираннозавр, плезиозавр. Имеется большое количество фигурок, изображающих динозавров подсемейства зауроподовых: это диплодок, брахиозавр, апатозавр. Многие фигурки этих динозавров, представленные в коллекции Джульсруда, имеют на спине треугольные пластины. Они, как считалось, были характерны для другого вида - стегозавров. Зауроподы же, согласно бытовавшим до недавнего времени представлениям палеонтологов, таких пластин не имели.

Лишь в начале 90-х было сделано открытие, заставившее по-новому взглянуть на этот вопрос. Швейцарская палеонтологическая экспедиция обнаружила в американском штате Вайоминг останки детеныша диплодока вместе с окаменевшими и хорошо сохранившимися остатками шкуры. В скальной породе отпечатались следы острых шипов конической формы, идущих от конца хвоста вверх по спине. Самые крупные из них достигали высоты 20 сантиметров и напоминали спинной плавник акулы. Именно такой треугольной формы пластины имеются у зауроподов в коллекции Джульсруда. И этот факт лишний раз свидетельствует в пользу подлинности данного собрания.

В 60-е годы прошлого века несколько образцов из коллекции были отправлены в различные лаборатории для определения их возраста. Методом радиоуглеродного анализа установили, что статуэтки могли быть изготовлены не ранее второго и не позднее пятого тысячелетия до нашей эры. В 1972 году три глиняные статуэтки обследовали в лаборатории Пенсильванского музея с помощью термолюминесцентного метода. С каждой из фигурок сделали по 18 проб. Результаты анализов были одинаковы, все они определили одну и ту же дату - 2500 год до нашей эры. Несмотря на разброс данных, полученных при помощи разных методов анализа, лабораторными исследованиями все же было подтверждено главное - древность артефактов.

Хостинг от uCoz