Настоящая биография Мухаммеда
АХМАД ИБН ‘АБД АЛЛАХ
(570 - 632 гг. н.э.)
Германское издательство LAP LAMBERT Academic Publishing (LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: AV Akademikerverlag GmbH& Co. KG) предлагает книгу на русском языке "Необъяснимое-объяснимо" (ISBN: 978-3-659-28114-3, цена - 49 ЕВРО), автор - Тихомиров Андрей Евгеньевич, аннотация на обложке "Необъяснимое становится объяснимым тогда, когда человек с помощью науки может выявить причины возникновений тех или иных событий, фактов, когда он стремится к пониманию сложных и как будто бы непостижимых явлений. Но постепенно явления окружающего мира становятся понятными, когда осознаются причинно-следственные связи явлений и событий окружающего мира. Природа для человека есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Ее явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к людям. Их исследование поэтому сводится к столь же бесстрастному расчленению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное. Все в природе жестко сцеплено причинной обусловленностью и закономерностями. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение — главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию. То есть такой познавательной процедуре, в которой мы можем как бы поставить себя на место другого и «изнутри» почувствовать и пережить какое-либо историческое событие, религиозное откровение или эстетический восторг. При этом жизнь человеческая не сводится полностью к рациональным началам. В ней всегда есть место и иррациональному — порывам и движениям души". Заказать книгу:https://www.morebooks.shop
(Хотя изображения людей и животных в исламе запрещены из-за боязни идолопоклонства, но они все равно существовали. Здесь изображен условный Мухаммед).
Маулид – день рождения пророка Мухаммеда – отмечается 12 числа месяца раби ал-аввай по лунному календарю. Это произошло в «год слона», т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днем смерти Мухаммеда.
Символичное совпадение дат рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммеду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед (Мухаммад или Магомет) с арабского языка «мухаммас» означает «упятеренный», араб, живший в Мекке; он получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям.
Ахмад (61 сура, 6(6) аят) ибн ‘Абд Аллах из рода хашим родо-племенной группы курайш - основатель религии ислама и первой общины мусульман. По представлению мусульман - пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана и его имя Ахмад написано в Коране и является исконным. Именем же Мухаммад впервые, согласно данным мусульманской традиции, он был назван от рождения именно и до него никто не носил это имя. Такое явление как наличие двух имен существует у многих народов, цель - избежать «сглаза» или какого-либо противоправного действия. Имя Ахмад переводе с арабского языка означает «более прославленный, восхваляемый». Дословно все имя Ахмад ибн ‘абд Аллах можно перевести как «Восхваляемый сын и раб Бога». Он родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Магомета, мать - через несколько лет. Магомет воспитывался в доме своего деда ‘Абд ал-мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по которому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму.
Магомет любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и христианства, с взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда Магомету было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем - речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и составившие священную книгу мусульман - Коран.
Первоначально Магомет испугался начавшихся «откровений», но затем уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям слово божье. Первые «откровения», которые Магомет пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказаний в аду всех, кто не верует в Аллаха.
Проповедь Магомета была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью - из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять последователей Магомета - мусульман. Сам Магомет находился под защитой своего рода и его главы - Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь Магомета, якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Магомета - явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих.
В какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла возможность компромисса с мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь - ал-Лат, ал-‘уззы и Манат, а мекканцы - пророческую миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения - строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хандиджа, умер Абу Талиб. Магомет лишился значительной части моральной поддержки и защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.
Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных поисках убежища поездку в Та’иф. Наконец, около 620 года он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба - крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там языческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Магомета, признав его пророческую миссию как основу его авторитета.
Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби’ I, т.е. 24 или 22 сентября 622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при ‘Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Магомета и Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-наби («город Пророка») или просто ал-Мадина (Медина).
Магомет превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. Магомет надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеров» (мунафикун).
Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке – «печати пророков», иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправление допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы - пятница, объявляется о святости ал-Ка’бы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла).
В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета стали фиксироваться правила жизни общины - принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры.
Начинает особо выделяться положение Магомета как посланника Аллаха. В «откровениях» появляются требования особого почтения к Магомету, ему «ниспосылаются» исключения из некоторых запретов, обязательных для других.
Таким образом, в Медине Магомет сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в «откровениях» и частично - в высказываниях, решениях и поступках самого Магомета.
Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах - на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.
Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полного ему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука’ и бану надир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники Магомета. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с Меккой.
В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой границе священной территории Мекки.
Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Магомет и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (‘умра).
Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Магомет совершил поклонение ал-Ка’бе, очистил ее от языческих идолов.
Магомет, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году) еще совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада’). Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Магомета в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным царям и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В 631-632 гг. значительная часть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, возглавляемое Магометом.
В последние годы жизни Магомет определяет цель этого объединения - распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 62 лет Магомет неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети Пророка).
Со смертью Магомета прекратился прямой «контакт» общины с Аллахом, ею стали управлять халифы - заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета - Абу Бакр.
После смерти Хадиджи Магомет заключал большое количество браков. Право Пророка перевысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим «откровением». В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различными родоплеменными группами. Любимой женой Магомета предание считает ‘А’ишу, дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у Магомета было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины.
Магомет не оставил мужского потомства. Дочь Магомета Фатима вышла замуж за его двоюродного брата и верховного друга ‘Али б. Аби Талиба. От потомков их сыновей - ал-Хасана и ал-Хусайна - происходят все довольно многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки «семьи Пророка» - саййиды и шарифы.
В современной науке существует общее мнение, что Магомет действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Магомета (сира), в преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка.
А. Тихомиров
Германское издательство LAP LAMBERT Academic Publishing (LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: OmniScriptum GmbH & Co. KG) предлагает книгу на русском языке "Исторические исследования" (ISBN: 978-3-659-63167-2, цена - 89.90 ЕВРО), автор - Тихомиров Андрей Евгеньевич, аннотация на обложке "Современные археологические исследования доказывают, что родиной индоевропейцев является район Южного Урала, где они сформировались в качестве единой языковой группы. Аирйанэм-Ваэджа (авест. «арийский простор») — мифическая прародина древних иранцев, ариев; согласно Видевдату (Вендидаду, первой книге Авесты, сборника священных книг древнеиранской религии, своего рода иранское продолжение Вед), именно с неё начинается список из 16 «наилучших» «местностей и областей», созданных Ахура Маздой для человечества. Эта страна описывается как бескрайняя равнина, через которую протекает прекрасная река Даитйя (Вахви-Датия) - Урал". Заказать книгу:https://www.morebooks.shop
Статьи Тихомирова А.Е.
НАУКА О МИРАДЖЕ
19 ноября 2013 г.
Мирадж (араб. - вознесение, лестница, возможно французское – mirage – мираж – от mirer – «отражать, как в зеркале», происходит от арабского «мирадж»), или раджаб-байрам — праздник у мусульман, установленный в честь путешествий Мухаммеда на белом сказочном коне Бураке из Мекки в Иерусалим, а оттуда по световой лестнице на небо для беседы с Аллахом, совершенного, как утверждают богословы, в одно мгновение, где Аллах соблаговолил принять его и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тысяч слов. Возвратясь к своему ложу, посланник божий застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда (кумгана) для омовения не успела пролиться даже капля воды. Мирадж отмечался в месяце раджаб (седьмом месяце мусульманского лунного календаря). В наши дни многие мусульманские календари, отражающие ислам, праздники, о мирадже вовсе не упоминают. Некоторые муллы объясняют чудесное вознесение пророка так: путешествие совершила душа Мухаммеда, а тело осталось на месте.
Что же скажет наука? Еще Емельян Ярославский в книге «Библия для верующих и неверующих» писал: «…и даже магометанский Коран берет девять десятых своего учения из той же Библии». Все религии возникают не на пустом месте, а формируются на базе уже существующих, несколько модернизируясь и, исходя из тех условий, где они формируются. Ислам формировался во многом на базе иудаизма и христианства, поэтому и в Коране и в других мусульманских книгах множество схожестей с Библией. Согласно преданию, Мухаммед с детства увлекался религиозными вопросами, охотно беседовал с иудеями и христианами и поражал своих собеседников глубокими познаниями и ясностью мысли. Еще в юности он был близок к ханифам (предшественники ислама, сторонники монотеизма, именовали бога – Аллахом) проповедовал идеи единобожия. Однажды, как утверждается в мусульманской богословской литературе, обратились к нему ученые иудеи, которые для испытания его пророческого дара предложили ему множество вопросов, касающихся религии, моральной и обрядовой сторон жизни. Мухаммед блестяще с ними будто бы справился, изумив иудеев так, что они немедленно приняли ислам. Но если легко представить, почему Мухаммед стал проповедником монотеизма в условиях того времени, то, как верно отмечал еще советский исламовед И. П. Петрушевский, «гораздо труднее понять, каким образом у него зародилась уверенность в том, что он является пророком, избранным богом, подобным древним пророкам, и что именно на него возложена богом миссия восстановить в Аравии древнюю веру Авраама — единобожие» (И. П. Петрушевский. Ислам в Иране в VII—XV веках, Л., 1966).
Человек, назвавший себя пророком, послужил, вероятно, лишь первоначальным «материалом», из которого по законам мифотворчества постепенно сложился образ основателя «истинной» веры Мухаммеда. Можно с уверенностью сказать, замечает И. П. Петрушевский, «что если бы в Аравии не складывались предпосылки нового классового общества, если бы не было упадка и отмирания староарабской джахилийи (миропорядка - Тихомиров) и если бы не было направленного против нее монотеистического движения, то не было бы и Мухаммеда или же он остался бы непонятым, одиноким и был бы вскоре забыт» (там же).
Ни ханифы, ни Мухаммед не были оригинальны в проповеди единобожия. Монотеистические религии были уже известны на территории Аравии. В городах Йемена, оазисах Северного Хиджаза, особенно в Ясрибе, городе, известном позднее под названием Медина, некоторые племена исповедовали иудаизм. Он был привнесен туда еврейскими эмигрантами из Римской империи. На севере Йемена и к востоку от Неджда было распространено христианство. Христиане различных толков встречались среди земледельцев, ремесленников и купцов. Были они и среди кочевников-бедуинов. Проповедь единобожной религии, таким образом, не могла быть воспринята как поразительное, неслыханное дотоле, ни с чем не сравнимое явление. Итак, ислам воспринял моральные и религиозные поучения не только у ханифов. В нем присутствуют элементы иудаизма, христианства, зороастризма, манихейства и обрядовые пережитки староарабских культов. Этот синкретизм — одно из веских доказательств земного происхождения мусульманской религии, ее постепенного становления.
Различные части огромной по территории Аравии были объектом притязаний великих империй того времени — Византии и Ирана. Последние стремились держать под своим контролем пути, ведущие из стран Средиземноморья в Индию и Китай, в частности караванный путь из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Ирак. Мекканские богачи, лишившиеся значительной доли барышей от торговли, усилили эксплуатацию трудящихся слоев населения, росли долги обедневших племен, ростовщики бессовестно повышали процентные ставки. В Аравии нарастал социально-экономический кризис дотоле невиданной остроты. Противоречия, порожденные этим кризисом или усилившиеся из-за него, требовали своего разрешения. Отношения между собственниками земель, некогда принадлежавших всей общине, и безземельными общинниками, между знатью и рядовыми членами племен, между рабами и рабовладельцами, ремесленниками и богачами-ростовщиками, состоятельными купцами и их работниками становились все напряженней. Верхи общества явно ощущали нужду в крепкой централизованной власти, способной держать в узде недовольных и угнетенных. Она дала бы также возможность объединить разрозненные части страны, ее города и оазисы, обеспечить национальную независимость, восстановить прежние караванные пути, вести завоевательные войны. Старые племенные верования и религии мешали объединительным тенденциям, препятствовали созданию единого государства на территории всего Аравийского полуострова. Поэтому и стал формироваться ислам.
Сам праздник мирадж был установлен не сразу, а после утверждения власти халифов в Палестине, когда в исламе была признана святость города Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание «святых» мест этого города, поэтому надо было связать деятельность Мухаммеда и с этим городом, так как это уже был город двух религий – иудаизма и христианства.
Непосредственное объяснение мираджа заключается в следующем. Видимо, свою роль сыграли не только общая обстановка, но и в немалой степени личные особенности Мухаммеда: повышенная религиозная эмоциональность, фанатизм, убежденность в назначении проповедовать «истинную» веру и т. п. Скорее всего он страдал легкими эпилептическими припадками, что в древности считалось проявлением «божественной печати». Например, юродивые - психически неполноценные люди, во многих религиях рассматриваются как лица, сознательно отрешившиеся от обычного употребления разума, но обладающие даром прорицания, обличающие несправедливость, говорившие правду в глаза сильным мира сего. Многие авторы рассматривают юродство как специфическую форму социального протеста, а юродство — как выразителей чаяний народных масс.
Вместе с самовнушением о том, что человек является «пророком» (возможно, это ему кто-то внушил), то в сознании формируются образы «высших небесных сил», с которыми можно разговаривать, то возможен и такой вариант мыслительного «путешествия» во время кратковременного помутнения сознания (несколько секунд), затем сознание вернулось, но человек полностью уверен, что с ним произошло волшебное «путешествие» куда-угодно, всё зависит от установок в мозгу. При этом он непроизвольно уронил кумган. Эпилепсия, падучая болезнь – болезнь, характеризующаяся повторяющимися время от времени припадками судорог с полной потерей сознания или кратковременным психическим расстройством с помрачением сознания (как в нашем случае), а также постепенным развитием в течение болезни изменений характера и в ряде случаев снижением умственных способностей. Известно, что Мухаммед не сразу стал религиозным проповедником, а был торговцем, около 610 г. к нему стали являться некие указания свыше.
Наиболее частыми проявлениями эпилепсии являются судорожные припадки, которые могут быть большими и малыми. Они могут возникнуть без внешней причины, при испуге, волнении, переутомлении, ослаблении. Нередко судорогам предшествует общее недомогание, головная боль, раздражительность. В половине случаев припадку судорог предшествует короткий (от нескольких до десятков секунд) период острого расстройства – так называемая аура. Проявление ауры многообразны: больной может испытывать чувство дурноты, головокружение, стеснение в груди, озноб, жар, слуховые, зрительные и обонятельные галлюцинации и др. Вслед за аурой развертывается припадок судорог. При большом припадке всё тело больного сначала охватывается мощной судорогой — мышцы всего тела сокращаются, руки и ноги сводит, челюсти с силой сжимаются, если между ними попадает язык, он прикусывается, голова отводится судорогой назад. Одновременно с возникновением общей тонической судороги больной теряет сознание и падает, как подкошенный, нередко сильно при этом ушибаясь или получая другие повреждения — сотрясение мозга и т. п. Вследствие приостановки дыхания, вызываемой судорожным сокращением дыхательной мускулатуры, возникает синюшность, в особенности лица, которое становится иссиня-чёрного цвета (отсюда народное название эпилепсии — «чёрная немочь»). Глаза заведены под лоб или плотно закрыты, зрачки не реагируют на свет. Через несколько десятков секунд судорожное непрерывное сокращение всей мускулатуры тела (тоническая фаза) сменяется ритмичными судорожными подёргиваниями мышц (клоническая фаза), изо рта вытекает пена, нередко окрашенная кровью из прикушенного языка; иногда припадок сопровождается непроизвольным мочеиспусканием и дефекацией. Судорожные подёргивания постепенно затихают и через минуту — полторы совсем прекращаются. Дыхание восстанавливается, синюшность проходит; не приходя в себя, больной чаще всего впадает в глубокий сон. В тех случаях, когда сон после припадка не наступает, больной обнаруживает в течение некоторого времени оглушённость, не понимает обращённой к нему речи, не в состоянии связно говорить. Придя в себя или проснувшись после сна, больной ничего о случившемся с ним не помнит.
Судорожные припадки могут быть также сокращёнными, неразвернувшимися («малыми»), как и произошло, скорее всего, в случае с Мухаммедом. В таких случаях возникает либо одна тоническая фаза и припадок завершается в течение нескольких секунд, либо за тонической фазой следует всего лишь несколько клонических подёргиваний. Сознание после «малого» припадка восстанавливается быстро, послеприпадочный сон наступает редко. Кроме судорожных припадков («пароксизмов»), при эпилепсии наблюдаются и бессудорожные пароксизмы («эквиваленты») в виде сумеречного состояния, трансов, беспричинных расстройств настроения со злобной тоской (т. н. дисфория), приступов зрительных, слуховых, обонятельных галлюцинаций и чувства дурноты, аналогичных соответствующим аурам. В основе эпилептических припадков, по И. П. Павлову, лежит наличие в коре головного мозга пункта инертного возбуждения, обладающего большой силой, взрывчатостью и периодичностью; при периодических «взрывах» возбуждение распространяется чаще всего к двигательному анализатору, сопровождаясь, по закону индукции, торможением всей остальной коры мозга.