Германское издательство LAP LAMBERT Academic Publishing (LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: AV Akademikerverlag GmbH& Co. KG) предлагает книгу на русском языке "Промышленность Южного Урала в годы нэпа и предвоенных пятилеток" (ISBN: 978-3-659-25307-2, год издания: 2012, 120 страниц, 15 таблиц, 9 диаграмм, 102 источника литературы, цена - 49 ЕВРО), автор - Тихомиров Андрей Евгеньевич, аннотация на обложке "Промышленное развитие Южного Урала в годы нэпа и предвоенных пятилеток - тема, которая имеет актуальное значение для современной России. Вне зависимости от политических пристрастий, на первый план выдвигается проблема модернизации страны, ускоренное превращение страны в промышленно-развитую державу. В этой связи поиск основополагающих тенденций и закономерностей отечественного исторического опыта поможет лучше высветить пути решения современных экономических проблем. Строительство индустриального фундамента в России и СССР растянулось на долгие десятилетия. Бурное развитие промышленности, начавшееся в России после отмены крепостного права, продолжилось и при советской власти как цельный органически взаимосвязанный процесс. В конце 20-х -30-х гг. XX века, в связи с переходом к планируемому нечастнособственническому хозяйству руководство страны сделало ставку на теорию "скачка" - ускоренного перехода к развитому индустриальному обществу".
Заказать книгу: https://www.ljubljuknigi.ru


"Сборник статей"
В сборник вошли все ранее опубликованные статьи Тихомирова Андрея Евгеньевича (1986-2012 гг.). Тематика: история, политика, экономика, необъяснимое-объяснимо. 100 звёзд российской эстрады. Оренбург, 2014 г. ISBN: 978-5-906501-05-9
Заказать книгу: orenburgerallgemeine@narod.ru





Промышленность Оренбуржья накануне Великой Отечественной войны

Развитие промышленности после Гражданской войны (1920-1934 гг.)

А.Е. Тихомиров, из книги "Промышленность Оренбуржья - фронту!" Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Оренбург, 2005 г., с. 11-27.

Издание этой книги является подарком промышленников и предпринимателей к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

После окончания гражданской войны в Оренбуржье царила разруха. Многие промышленные предприятия не работали, а часть предприятий находилась в разрушенном состоянии.
В начале 20-х гг. идет процесс восстановления разрушенных заводов и фабрик. К 1925 г. из 180 предприятий действовало уже 132. Во всех отраслях, за исключением мукомольной, наблюдался рост числа рабочих. К концу 1925 года в губернии вместе с временными рабочими было занято 35 054 человека против 26 130 в 1922 году. В конце 20-х - начале 30-х гг. руководство страны сделало ставку на теорию "скачка" - ускоренного перехода к развитому индустриальному обществу. Было заявлено о перестройке страны из аграрно-промышленной в промышленно-аграрную путем строительства фабрик и заводов, особенно предприятий тяжелой индустрии. "Оренбуржье занимало в этом процессе одно из важнейших мест как сырьевая база страны. Это и месторождения хромистой руды, магнезита, асбеста, медных, железных и никелевых руд, соли, горючих сланцев, огромное значение имело использование природных богатств на востоке Оренбуржья, западе края разрабатывались крупные месторождения газа и нефти".
Огромное значение имело открытие Оренбургского никеля, который найден в 1927 г. в районе ст. Халилово.
К середине 20-х гг. промышленность в Оренбуржье была в основном восстановлено. В 1928 г. в области завершилось восстановление хозяйства, разрушенного гражданской войной. Через год был утвержден первый пятилетний плен развития народного хозяйства СССР.
Первый пятилетний план Оренбуржья предусматривал строительство новых и реконструкцию старых промышленных предприятий, проведение геологоразведочных работ и сооружение железнодорожных линий. На капитальное строительство в Оренбургском регионе выделялось 430 млн. руб.
В результате проведения геологоразведочных работ в Оренбуржье были открыты месторождения нефти, железной, никелевой и медной руд. В Орске в 1931 г. развернулось крупное индустриальное строительство. Началось возведение мясокомбината и электростанции, локомотивостроительного завода, железорудного рудника и крупного кирпичного завода, было организовано управление строительства нефтеперерабатывающего завода, началась прокладка нефтепровода Эмба - Орск.
В 1930-1932 гг. большое промышленное строительство развернулось и в Оренбурге: комбикормовый завод (первенец комбикормовой промышленности страны, построенный в рекордные сроки - за 2 строительных сезона и начавший давать продукцию уже в начале 1933 г.), электростанция, мебельная фабрика и др.
Всего за годы первой пятилетки в Оренбуржье было построено около 40 промышленных предприятий. В результате строительства новых предприятий, реконструкции и расширения старые основные фонды промышленности области возросли более чем в 2 раза, а объем промышленного производства увеличился почти в 3 раза.
Оренбургский округ обладал большим запасом полезных ископаемых, газета ''Оренбургская коммуна" за 28 марта 1930 г. пишет: "Особенное внимание обращено на Оренбургский округ в смысле перспектив развития железоделательной промышленности. Как уже установлено, на основе точных подсчетов, мы имеем в Оренбургском округе 50 млн.т. бурого железняка на 0,1 га разведанной территории, вероятные же запасы руды могут определяться в 250-300 млн. т. Эти запасы руды при наличии в 40-50 км обнаруженного, но еще не разведанного запаса коксующегося угля, создают блестящие перспективы индустриализации всего края".
На основе пересмотра пятилетки для Оренбуржья капиталовложения оценивались уже не в 200 млн. руб., а в 800-900 млн. руб. "Валовая продукция всей цензовой промышленности возрастает к 1932-1933 гг. до 1200 млн. руб., против 216 млн. руб. за 1927-1928 гг. Бурный размах приняло в крае строительство новых промышленных предприятий. Основные фонды промышленности выросли за пятилетку в 2 раза, в том числе в электрической промышленности и металлообработке - в 4 раза, в добывающей - в 1,4 раза. Объем промышленного производства вырос почти в 3 раза".
Большое значение уделяется строительству железных дорог в крае: "На днях комиссия наркомата РКИ СССР, выезжавшая в Троицк, установила, что задачи железной дороги Орск - Троицк, как транзитного пути между Туркестаном и другими областями нашего Союза, значительно ответственнее, даже, чем у Туркестано-Сибирской железной дороги". В Оренбурге в годы первой пятилетки вступили в строй швейная фабрика №1, сапоговаляльная фабрика, швейная фабрика №2, хлебозавод №1, фактически заново был построен мясокомбинат. Реконструированы мельницы и крупозаводы, началось строительство комбикормового завода, в 1931 г. в Оренбурге был создан завод им. Кирова, производивший запасные части для сельскохозяйственных машин. В том же году заработал известковый завод. В 1932 г. были организованы механические мастерские для обслуживания мельниц и крупозаводов, выросшие впоследствии в завод "Продмаш". В годы второй пятилетки строительство промышленных предприятий приобрело в Оренбуржье широкий размах, капитальные вложения в народное хозяйство Оренбуржья увеличились в 3,7 раза по сравнению с первой пятилеткой. Более половины их направлялось на развитие промышленности.
В 1934 г. началось строительство Орского никелевого и Медногорского медно-серного комбинатов, продолжилось строительство Орской и Халалиловской ТЭЦ. Осуществлялась реконструкция предприятий: в Оренбурге были преобразованы и расширены заводы: им. Кирова, паровозоремонтный, кожевенный, пивоваренный; в Бузулуке вместо кустарных мастерских созданы станкостроительный и механический заводы.
В годы 2-й пятилетки многие предприятия Орско-Халиловского района были введены в строй. В основном это были предприятия строительной индустрии, которые обеспечивали новостройки строительными материалами. В 1933 г. в Орске был введен в эксплуатацию деревообделочный завод, в 1935 г. стали давать продукцию заводы: алебастровый, кислородный, металлоконструкций, шлакобетонный. В 1936 г. введены в строй действующих первая очередь нефтеперерабатывающего завода, мясокомбинат, начали работу железорудный рудник и чугунолитейный завод, в Бугуруслане - нефтепромыслы и асфальтовый рудник. "Всего за 2-ю пятилетку в Оренбуржье было введено в эксплуатацию 71 предприятие, в том числе 12 предприятий союзного значения. Вступила в строй железнодорожная линия Соль-Илецк - Уральск. Выпуск промышленной продукции за пятилетку увеличился более чем в 2,5 раза".
Газеты сообщали о трудовых успехах и итогах развития промышленных предприятий края: "Шорно-седельная фабрика производственную программу 1-го года пятилетки перевыполнила на 8,3%, второго года на 12,6%, третьего на 12% и программу последнего заключительного года пятилетки перевыполнила на 10%.
Вступил в строй кирпичный завод №3, годовая производительность которого определена в 6 млн. штук кирпичей. Началась реконструкция кирпичного завода №1 с тем, чтобы его производительную мощность довести до 14 млн. штук кирпича в год. Сыромятный завод программу 1932 г. перевыполнил на 1,5%. Вместо 52 701 к 20 декабря выпустил 55 528 штук кожи.
Рабочие и ИТР обозостроительного завода №7 полностью ликвидировали свое отставание в выполнении программы 4-го квартала и успешно завершили 1-ю пятилетку. К концу 1934 года в образовании Оренбургской области, в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 7 декабря 1934 года, промышленность была представлена следующими предприятиями.
Промышленные (цензовые) предприятия Оренбургской области за 1934-1935 гг. по административным районам:
Абдулинский
1. Вагонный пункт 2. Депо 3. Карьер песка 4. Механические мельницы (две) 5. МПМ 6. Овсозавод 7. Портняжное производство 8. Ремонтные мастерские (две) 9. Слесарная мастерская 10. Типография 11. Торфоразработки 12. Хлебопекарни (две) 13. Электростанции (две)
Адамовский
1.МПМ 2. Ремонтная мастерская МТС 3. Электростанции (две)
Ак-Булакский
1. Дистанция служебного пути 2. Кирпичный завод 3. Маслозаводы (пять) 4. Меловое производство 5. Механическая мельница 6. МТМ (машинотракторная мастерская) 7. Ремонтная мастерская МТС 8. Электростанция
Александровский
1. МТМ (две) 2. Ремонтная мастерская
Андреевский
1. Мастерская 2. Ремонтная мастерская
Белозерский
1.МТМ 2. Ремонтная мастерская 3. Центральная ремонтная мастерская
М-Боклинский
1. Ремонтные мастерские (две) 2. Электростанция
Бугурусланский
1. Водяные мельницы (две) 2. Деревообрабатывающая и токарная мастерская 3. Замочное производство 4. Кирпичный завод 5. Литейная 6. Механическая мастерская 7. Механическая мельница 8. МТМ 9.Росбрынза 10. Ремонтные мастерские (две) 11. Типография 12. Ткацкое и веревочное производство 13. Электростанция
Бузулукский
1. Вагонный участок 2.Водочный завод 3. Водяные мельницы 4. Дистанция пути 5. Карьер балласта 6. Кирпичные заводы (два) 7. Лесозавод №25 8. Механическая мастерская 9. Механическая мельница 10. Механические заводы (два) 11. МТМ 12. Ремонтные мастерские (четыре) 13. Спиртзаводы (два) 14. Типография 15. Умновский спиртзавод 16. Участок службы 17. Хлебопекарни (три) 18. Электростанции (три)
Буранный
1. Мастерская текущего ремонта
Буртинский
2. Механическая мастерская 3. Ремонтные мастерские (три)
Гавриловский
1. Маслозаводы (два) 2. Механическая мельница 3. МТМ (два)
Грачевский
1. Механическая мастерская текущего ремонта 2. МТМ 3. Центральная ремонтная мастерская 4. Электростанция
Державинский
1. Лесозавод 2. Мастерская текущего ремонта
Домбаровский
1. Ремонтная мастерская
Екатериновский
1.Механическая мельница 2. Ремонтные мастерские (три)
Зиянчуровский
1. Автотракторная мастерская 2. Маслозавод (два) 3. МТМ
Илекский
1. Кирпичный завод 2. Мастерская МТС 3. Мельница 4. МТМ (два) 5. Типография 6. Электростанция
Ивановский
1. Типография Каширинский
1. Кузнечно-слесарное производство 2. МТМ 3. Пилокатное производство 4. Ремонтная механическая мастерская 5. Торфоразработки 6. Электростанции (три)
Кваркенский
1. Механическая мастерская 2. Ремонтная механическая мастерская 3. Электростанции (четыре)
Кичкасский
1. Механические мельницы 2. МТМ
Красный Партизан
1. Ремонтная мастерская 2. Центральная мастерская 3. Электростанция
Красный Холм
1. Механические мельницы (две) 2. МТМ 3. Ремонтная мастерская 4. Электростанция
Кувандыкский
1. Лесопильные заводы (два) 2. Механическая комбинированная мельница 3.МТМ 4. Участок народных служб 5. Хлебозавод 6. Электростанции (три)
Курманаевский
1. Мастерские по ремонту (три)
Люксембургский
1. Механические мельницы (три) 2. МТМ 3. Ремонтные тракторные мастерские (две)
Матвеевский
1. Механическая мастерская 2. МТМ 3. Ремонтная мастерская 4. Электростанция
Мустаевский
1. Известковый завод 2. Центральная мастерская 3. Электростанция
Н-Орский
1. Маслозавод 2. Мельница 3. МТМ 4. Ремонтная механическая мастерская 5. Тракторная мастерская 6. Тракторная мастерская
Н-Покровский
1. Механическая мастерская 2. Механическая мельница 3. МТМ 4. Центральная механическая мастерская 5. Электростанция
Н-Сергиевский
1. Горное производство 2. Мастерские МТС (две) 3. Пункт промежуточного просмотра вагонов 4. Центральная ремонтная мастерская 5. Электростанции (три)
Оренбургский
1 . Автомастерская 2. Алебастровый завод 3. Бондарная мастерская 4. Вагонный участок 5. Вато-угарное производство 6. Водоканал 7. Водоснабжение 2-го участка 8. Водочный завод 9. Горное производство 10. Городское электропитание 11 . Грубоволокно 12. Деревообрабатывающий завод 13. Кирпичные заводы (два) 14. Кожзавод 15. Комбикормовый завод 16. Кондитерская мастерская 17. Корзиночная 18. Кузнечное производство 19. Кустарно-щеточное производство 20. Лесозавод №39 21. Лопаточная мастерская 22. Маслозавод №2 23. Мастерская индивидуальных заказов 24. Мастерская МТС 25. Мебельная фабрика 26. Мельница 27. Метровес 28. Механические мастерские (четыре) 29. Механическая пекарня 30. Механические мельницы (три) 31. Многопромысловое производство 32. МТМ 33. Мясокомбинат 34. Обозостроительный завод 35. Обувной цех 36. Паровозный участок 37. ПВРЗ 38. Пивзавод 39. Портняжное производство 40. Пошивочная мастерская (четыре) 41. Производство головных уборов 42. Просозавод три 43. Пуховязание 44. Ремонтные мастерские (три) 45.Росбрынза 46. Рыбтрест 47. Сапоговаляльная фабрика 48. Сапожная мастерская 49. Столярная мастерская 50. Тароремонтное производство 51. Техжиркомбинат 52. Типография 53.Трактородеталь 54. Трикотажное производство 55. Учебное производство 56. Учебный комбинат 57. Хлебозавод №1 58. Хлебопекарни (три) 59. Швейная мастерская 60. Швейная фабрика №3 61. Шорно-седельная фабрика 62. Шпагато-веревочное производство 63. Шпалопропиточный завод 64. Электростанции (три) 65. Электростанция "Красный Маяк" 66. Энергокомбинат
Орский
1. Вагонный участок 2. Водочный завод 3. Гранитная мастерская 4. Деревообрабатывающий завод 5. Каменные карьеры (три) 6. Каменный карьер Крекингстроя 7. Кирпичные заводы (два) 8. Колбасный цех 9. Лесопильный завод (четыре) 10. Литейный завод 11. Механические мастерские (семь) 12. Механические мельницы (две) 13. Мясокомбинат 14. Пекарни (три) 15. Пуховязание 16. Росбрынза 17. Столярная мастерская 18. Типография 19. Участок паровозной мастерской 20. Хлебопекарня 21. Шлакоблочная фабрика 22. Электростанции (шесть)
Павловский
1.МТМ 2. Спиртзавод 3. Электростанция
Переволоцкий
1. Механическая мастерская 2. МТМ (две)
Покровский
1. Механическая мастерская 2. МТМ 3. Электростанция
Пономаревский
1. Автомастерская 2. Механическая мастерская 3. Механическая мельница 4. МТМ 5. Электростанция
Сакмарский
1. Известковый завод 2. МТМ 3. Ремонтная мастерская
Саракташ
1. Маслозавод (четыре) 2. Мастерская текущего ремонта 3. МТМ (три) 4. Слесарная мастерская 5. Спиртзавод 6. Электростанция
Свердловский
1.МТМ 2. МТС (две)
Секретарский
1. Мастерская МТС
Сок-Кармалинский
2. Мастерская текущего ремонта 3. Спиртзавод 4. Электростанции (две)
Соль-Илецкий
1. Дистанция пути 2. Кирпичный завод 3. МТМ 4. Соль-Рудник 5. Электростанции (две)
Сорочинский
1. Кирпичный завод 2. Механическая ремонтная мастерская 3. Механические мельницы (три) 4. МТМ (две) 5. Мясокомбинат 6. Типография 7. Хлебопекарня 8. Электростанции (четыре)
Троицкий
1. Винокуренный завод 2. Стекольный завод 3. Ташлинский лесхоз 4. Торфоразработки 5. Тракторная ремонтная мастерская
Ташлинский
1. Механическая мастерская 2. МТМ 3. Ремонтная мастерская
Тоцкий
1. Ремонтная мастерская 2. Центральная ремонтная мастерская
Тепловский
1. Механическая мастерская 2. Электростанция
Халиловский
1. Магнезитовый завод 2. Механическая мастерская 3. Тракторная мастерская 4. Халиловская руда 5. Хром-рудоуправление 6. Электростанции (две)
Шарлыкский
1. Механическая мастерская 2. Механическая мельница 3. Ремонтные мастерские (две) 4. Торфоразработки 5. Электропитание

К концу 1935 г. промышленность Оренбуржья представляла собой важный индустриальный узел на Южном Урале. Завершилось строительство крупнейшего нефтепровода Каспий-Орск, успешно шло сооружение гигантов цветной металлургии, химической промышленности и тяжелого машиностроения. Вступили в строй первые мощности Крекингстроя, мясокомбината. Недалеко от Орска геологи во главе с И. Л. Рудницким открыли крупное месторождение никеля. Началось строительство никелькомбината.
Валовая продукция промышленности области к 1937 г., по сравнению с 1932 г. выросла на 57%, производство электроэнергии увеличилось в 4,4 раза, выпуск металлорежущих станков - в 3,3 раза, производство кирпича - в 5,1 раза. Средства, вложенные в годы первой и второй пятилеток в развитие только одного Орско-Халиловского комплекса, были в 3 раза больше израсходованных на строительство Днепрогэса.
К концу 30-х гг. на Южном Урале действовали предприятия более 30 различных отраслей производства, выпускающие самую различную продукцию. Крупное промышленное производство развивалось в Орско-Халиловском районе, здесь вступил в строй медно-серный и никелевый комбинаты, важное значение приобрело ускорение темпов строительства Орской ТЭЦ, которая должна была обеспечить электроэнергией все предприятия района.
Промышленные базы края приобретали новые очертания, теперь кроме Оренбургского промышленного района, индустриальные предприятия появились в Орско-Халиловском регионе, где шла добыча железных и цветных руд, производство цветных металлов и нефтеперерабатывающая промышленность, Бузулукский - машиностроение и пищевое производство, Бугурусланский - нефтяная промышленность.
Построены первые очереди Южно-Уральского никелевого комбината и медно-серного завода, стали работать первые агрегаты на Центральной электрической станции медно-серного комбината и Орской теплоэлектроцентрали. Пищевая промышленность области имеет крупный мясокомбинат в Орске, создан трест "Южуралтяжстрой", который ведет в больших масштабах промышленное и коммунально-жилищное строительство. В Кувандыкском районе Оренбуржья вступает в эксплуатацию первая очередь медно-серного комбината. Начала работу первая очередь нефтеперегонного завода в Орске. Завод перерабатывает нефть из Эмбы и соединен с Гурьевым нефтепроводом. Бурно развиваются добыча садкинских асфальтитов в Бугурусланском районе, бурых углей в Акбулакском и Соль-Илецком районах, Домбаровских антрацитов, горючих сланцев.
В 1937 г. в Оренбургской области насчитывалось 48 тыс. рабочих. К концу 30-х гг. XX в. в Оренбургской (Чкаловской с 1938 г.) области было построено более 400 новых промышленных предприятий. Промышленность края вырабатывала в 1940 г. в 8,7 раза больше продукции, чем в 1913 г., и в 6,4 раза больше, чем в начале 30-х гг. Появились и получили свое развитие новые промышленные отрасли (машиностроение, металлообработка, производство цветных металлов и др.), старые отрасли (легкая и пищевая) получили новый импульс развития.
Новые промышленные районы сформировались на территории края: Магнитка, Орско-Халиловский металлургический район, район Бузулука-Бугуруслана, где успешно добывалась нефть, в городах Оренбурге и Челябинске произошли коренные промышленные перемены.
На 1-е место по численности рабочих вышла металлообработка с машиностроением. К началу 40-х гг. было завершено строительство железнодорожной ветки Акмолинск-Карталы, связывающей Южный Урал с Казахстаном.
В то же время при общем росте промышленного производства Оренбуржья коренных преобразований в ее структуре не произошло. Оренбуржье по-прежнему оставалось аграрно-индустриальным краем и сельское хозяйство в виде колхозно-совхозной системы играло здесь основную хозяйственную роль.

Начало

Хостинг от uCoz