"Сборник статей"
В сборник вошли все ранее опубликованные статьи Тихомирова Андрея Евгеньевича (1986-2012 гг.). Тематика: история, политика, экономика, необъяснимое-объяснимо. 100 звёзд российской эстрады. Оренбург, 2014 г. ISBN: 978-5-906501-05-9
Заказать книгу: orenburgerallgemeine@narod.ru
Главные атрибуты любого года чередование дня и ночи, возвращение их опять на исходные позиции. То есть речь идет о зимнем и летнем солнцестояниях, весеннем и осеннем равноденствиях. Эти моменты года и праздновались древними восточными славянами (предками русских, украинцев и белорусов) в качестве некоего начала.
Древнейшей системой счета времени у восточнославянских племен, основу хозяйства которых составляло земледельческое производство, скорее всего, был счет сезонами: весна, лето, осень, зима. Полный период смены сезонов назывался "лето". Погодные записи русских летописей начинались со слов "в лето", что означает - "в год". С земледельческим календарем, со временами года были связаны многие обрядовые языческие праздники, ставшие впоследствии христианскими. Таковы, например, масленица, коляда (от латинского "календы"; другое название этого праздника "овсень" - от "о-весень"), которым отмечали поворот солнца на лето, "красная горка"- праздник встречи весны, "радуница" и "русалии" - весенний и летний поминальные праздники и другие. Коляда - дохристианский цикл праздников у славян в период зимнего солнцеворота. По древним воззрениям, это начало новой жизни, обновления природы, а значит и начало нового года. Коляда сопровождается колядками (песнями и ритуалами). В содержании колядок и их аналога на Украине и в Белоруссии - щедривок - исследователи выделяют более 80 мотивов, главными являются: благопожелание, прославление и заклинание. После введения христианства церковь включила ее в свои рождественский и крещенский циклы с 24 декабря по 19 января (время святок - то есть увеличения светового дня). Играм и обрядам коляды церковь противопоставила "славление Христа", хождение со звездой и другие христианские атрибутики. В результате произошла синкретическая (смешанная) обрядность.
Неразрывную связь с природой показывают древнерусские названия месяцев: январь назывался просинец (заметно увеличивалась светлая часть суток, становилось светлее), февраль - сечень (в этом названии отразилось занятие подсечным земледелием, это было время вырубки леса), март - сухой (подсыхали срубленные деревья, а в некоторых местах и земля), апрель - березень или березозол (начало цветения березы в южных областях, превращение сожженных деревьев в золу), май - травень (время появления травы), июнь - изок (кузнечик), июль - червень или серпень (время жатвы), август - зарев (от "заревети"- вероятно, начало рева оленей в период осеннего гона), сентябрь - рюень (от глагола "рюить" - реветь) или вересень (скорее всего от вереска, можжевельника, цветущего осенью), октябрь - листопад, ноябрь и декабрь назывались грудень ("груда" - мерзлая дорожная колея), реже - студень.
Вместе с христианством на Руси распространились юлианский календарь и римские названия месяцев, зафиксированные в одном из древнейших памятников русской письменности - Остромировом Евангелии. Многие же древнерусские названия месяцев сохранились в украинском и белорусском языках.
В Древней Руси был известен счет времени неделями, по семи суток в каждой. Отсюда происходит древнерусское название недели "седмица". В отличие от многих древних календарей, в которых дни недели назывались по именам планет, посвященных античным богам - Марсу, Меркурию, Юпитеру, Венере, Сатурну, древнерусские названия дней отражали их порядковое положение относительно воскресенья, называвшегося "неделя" (от "не делать" - не работать, так как это был день отдыха). Следующий день понедельник (после недели), далее-вторник (второй после недели), среда (средний, середина недели), четверг (четвертый), пятница (пятый день после "недели"). Суббота (по-славянски "шестерка" или "шестерик") получила свое название от древнееврейского слова "саббат" (шабаш), означавшего отдых. С этим же днем недели связано и современное русское выражение "шестерка" в значении "неверный", "неопределенный", "двуличный", так как славянское название дня недели не сохранилось, а было, фактически, насильно применено нам известное слово "суббота". Воскресенье (воскресение) - еженедельный христианский праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа, стал на Руси названием дня недели.
Семидневная неделя восходит к халдейско-вавилонским астрономическим исчислениям, она была заимствована древними иудеями, которые отмечали в качестве праздничного дня субботу в честь окончания божественного сотворения мира. Суббота праздновалась и в первоначальном христианстве, отмежевавшись от иудаизма, христиане стали отмечать как праздник первый день недели, в который произошло воскресение Христа.
Пережиточные названия дней недели, связанные с астральными культами, сохранились в некоторых странах Европы до наших дней, например: немецкие Montag, английские Monday - день Луны (понедельник), Sonntag, Sunday - день солнца (воскресенье), французское Vendredi - день Венеры (пятница), английское-Saturday - день Сатурна (суббота) и другие слова.
Точно не известно, каким днем начиналась и заканчивалась в Древней Руси неделя. Считают, что в быту началом недели было воскресенье, а концом - суббота, в церковной же практике неделя начиналась обычно понедельником и заканчивалась воскресеньем.
После принятия христианства в 988-989 гг. введен календарь "от сотворения мира" (по византийскому образцу), Новый год праздновался с 1 марта. При Иване III с 1492 г. (7000 год "от сотворения мира") Новый год стал праздноваться с 1 сентября. Петр I в 1700 г. ввел новый (юлианский) календарь "от Рождества Христова", Новый год отмечался с 1 января. При Советской власти в 1918 г. был введен нынешний григорианский календарь, который идет ныне впереди юлианского на 13 суток, поэтому мы празднуем еще и старый Новый год.
Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р. X., после Р. X., до или после нашей, или новой эры). Она была создана в 525 г. римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым - скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа - 754 г. от основания Рима или 284 г. до начала эры Диоклетиана. В VI в. эта эра распространяется в Западной Европе, а к XIX в. во всех христианских странах. В России она была введена Петром I с 1 января 1700г.
Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.
Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома, узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.
В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.
Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.
У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.
Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело-финский эпос "Калевала").
Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов. В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет, там жди жестокой стужи.
Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.
Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и на смерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер"), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.
Снегурочка - уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один из его младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды, отражает народные представления о юности и о нравственной красоте. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить "правильный" костюм.
В репертуаре сказочников сказка о Снегурочке, известная только в русском фольклоре, обычно соединяется с другими сюжетами. Один из вариантов сказки, в котором Снегурочка тает от солнечных лучей, творчески разработан А.Н. Островским в одноименной пьесе-сказке, легшей в основу оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка".