ГАЗЕТА В СЕТИ
Начало


"Сборник статей"
В сборник вошли все ранее опубликованные статьи Тихомирова Андрея Евгеньевича (1986-2012 гг.). Тематика: история, политика, экономика, необъяснимое-объяснимо. 100 звёзд российской эстрады. Оренбург, 2014 г. ISBN: 978-5-906501-05-9
Заказать книгу: orenburgerallgemeine@narod.ru





ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Материалы XVII Межрегиональной учебно-методической конференции
19 апреля 2012 года
Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск)

Нефедова Е.М., Тихомиров А.Е., Тихомирова Г.М.
Кануникова Е.А., Кольчугина Г.Ф.
Оренбургская государственная медицинская академия, г. Оренбург

В рамках реализации ФГОС третьего поколения учебное занятие в вузе должно быть сориентировано на реализацию компетентностного подхода. В основе построения практических занятий следует придерживаться следующих аспектов: мотивационно-целеполагающего, деятельностного, содержательного, оценочно-рефлексивного и психологического.
Целеполагание компетентностно-ориентированных практических занятий в отличие от традиционной модели должно осуществляться е точки зрения студентоцентрирования. Цель современного практического занятия должна быть конкретной и измеримой и направлена не на конечный результат, а собственно на процесс обучения, т.е. «научить учиться». Результатом практического занятия является не успеваемость, не объем изученного материала, а компетентность учащихся (способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты). В тоже время компетентностный подход на практическом занятии не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания [4]. Компетентностное учебное занятие решает мотивационную проблему учебной деятельности студентов, на таком занятии создается модель «учения с увлечением». Наличие серьезной и устойчивой мотивации способствует активной самостоятельной работе студентов. Самым сильным мотивирующим фактором является подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Одним из методов активизации учебной деятельности может служить создание проблемной ситуации. Проблемные ситуации ставят обучающегося перед необходимостью выбора в процессе принятия решения, что формирует не только его волю, но и его мышление [3]. Приемы мотивации могут использоваться самые разные: виртуальная экскурсия, сочинение, новости, видеосюжет, кроссворд и т.д.
Проблемное обучение является основой компетентностно-ориентированного учебного занятия, в ходе которого студенты не получают знаний в «готовом виде», а приобретают компетентность решения проблем, информационную компетентность при работе с различными источниками информации, Компетентностное учебное занятие отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения (учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.).
Особенность современного практического занятия заключается в изменении роли преподавателя, он выступает ни как ведущий, ни как источник знаний, а в качестве консультанта, режиссера. От преподавателя зависит организация работы студентов на занятии, и как следствие, успешный его результат.
Современное практическое занятие должно отличаться содержанием. Акцентируются два важных момента: ориентация учебного материала на решение профессионально-значимых задач и интеграция содержания, то есть опора на знания и умения, полученные при изучении других предметов и востребованность получаемых знаний на последующих дисциплинах.
В настоящее время возрастает роль оценочно-рефлексивного аспекта со стороны студентов. Обучающиеся анализируют способы своей познавательной деятельности в ходе занятия, выявляют нерешенные трудности и проблемы, осознают, в чем состоялся личный прирост знаний и умений. Не малозначима и самооценка проведенного занятия преподавателем совместно с обучающимися, т.к. роль педагога заключается в организации работы студентов с целью приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у них способность к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Формы образовательной рефлексии могут быть разными: устное обсуждение, письменное анкетирование и др.
Особое внимание следует уделить системе оценивания студентов. Она должна стать одним из существенных факторов повышения качества современного учебного занятия. Оцениваются не только и даже ни столько сами знания, а способность, желание студента получать и использовать знания, т.е. формирование компетенций. Для этого оправдано применение бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов, которая является важным элементом модернизации системы подготовки специалистов [2].
Такая система оценки знаний и перенос акцента при формировании цели конечного результата на процесс позволяет создать на учебном занятии атмосферу психологического комфорта, хорошего настроения для студентов. Создание комфортной психологической атмосферы способствует и смена роли преподавателя, он перестает быть излишне доминантным и авторитарным, а занимает позицию консультанта (тьютера).
Изменение позиции преподавателя (с ведущей на консультативную), смена системы оценивания студентов (с традиционных оценок знаний на оценку их стремления получить эти знания) вынуждает студентов также стать более активными и самостоятельными на практическом занятии. Их роль заключается в том, чтобы в процессе работы под руководством преподавателя стать творческими личностями, способными самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблемы и находить оптимальные пути их решения.
Если раньше низкую успеваемость на занятии можно было объяснить тем, что обучающиеся не могут достичь хороших результатов в силу своих способностей и мотивации к учению, то результат современного занятия зависит от грамотной организации и создания педагогических условий для деятельности студентов. Применение вышеперечисленных методов в рамках компетентностного подхода способствует повышению мотивации учения и формированию общеучебных компетенций, что и является основой для формирования профессиональных компетенций на следующих этапах, обучения.
Приобретение общекультурных и профессиональных компетенций выпускниками невозможно без организации высокоэффективной учебно-исследовательской работы студента. Это требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения работы на практических занятиях, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений студентов.
Компетентностный подход в построении практических занятий, начиная уже с первого курса, с теоретических дисциплин способствует формированию логического клинического мышления студентов, наработке умений и практических навыков.
При построении практических занятий преподаватель обязательно выделяет этапы, через которые проходят познавательная деятельность студентов, начиная от теоретического осмысления работы заканчивая самостоятельным выполнением задания под контролем преподавателя. Подобная совместная деятельность студентов и преподавателей по достижению определенных знаний, умений и навыков, результат которой проявляется качеством подготовленности студентов, подставляет собой главную составляющую учебного процесса [1].
Таким образом, педагогическая деятельность преподавателя нацелена на развитие самостоятельности студентов, стимулирование профессионального их роста и воспитание творческой активности и инициативы.

Список литературы:
1. Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России......2005. № 11. –С. 6-89.
2. Мирошниченко И.B. и др. Методологические подходы разработки и внедрения бально-рейтинговой системы оценки знаний в Оренбургской медицинской академии // Вузовская педагогика. Актуальные проблемы и перспективы развития Российского и международного медицинского образования. Красноярск 2012. с. 90-92.
3. Ходжаян А.Б., Агранович Н.В. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. – 2011. - № 11 (часть1), - С. 149-153.
4. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования – образование в мире. 2005, № 4. – С. 41-43.
(с.18-21)

Хостинг от uCoz